Финансовый инвестор Нельсон Пельтц, недовольный менеджментом концерна H.J. Heinz, требует голосования акционеров в отношении стратегии дальнейшего развития. Собственники концерна, производящего продукты питания, должны решить, поддержат ли они радикальные планы реформ Пельтца или примут сторону команды менеджеров под руководством шефа концерна Уильяма Джонсона. ...
Вмешательство крупных акционеров в менеджмент американских концернов получило свой новый символ — кетчуп. Спор в отношении стратегии развития крупнейшего мирового производителя кетчупа, безусловно, не подорвет американскую экономику. Однако он показывает, какие нелицеприятные формы может принимать спор между менеджментом и агрессивными акционерами. При этом грубые личные атаки противников основаны на непонимании того факта, что их экономические представления лежат вовсе не так далеко друг от друга.
Кумовство против «черного пиара»
Спор на предприятии, основанном немецким иммигрантом, начался в середине марта этого года в одном из стейк-хаусов Флориды. Пельтц и Джонсон за ужином всего-навсего беседовали о том, как подстегнуть неустойчивый курс акций Heinz. Дело в том, что с тех пор как 57-летний Джонсон в 1998 году стал главой Heinz, курс акций упал приблизительно на 25%. По мнению Пельтца, чей хеджевый фонд Trian владеет приблизительно 5,5% Heinz, менеджмент действует слишком вяло и медленно.
Финансовый инвестор потребовал значительного усиления маркетинга для основного направления производства (кетчуп) и снижения годовых расходов на $575 млн. Чтобы придать своим требованиям вес, Пельтц заявил акционерам в административный совет (Board ) на предстоящее собрание 5 своих кандидатов. В их число входят его зять и его сосед, профессиональный игрок в гольф Грег Норман. В связи с этим критики заговорили о кумовстве.
Джонсон сначала отреагировал на эту атаку словесным контрнаступлением. Он начал Project Steeler, негативную PR-кампанию, с целью очернить Пельтца как охотника за фирмами, заинтересованного только в быстром доходe и получившего свои деньги в ходе ряда сделок с фирмами в 80-90-е годы. В качестве примеров приводится покупка производителя напитков Snapple за $300 млн., реорганизация и продажа фирмы через три года за $1,5 млрд. Джонсон заявляет также о недавнем давлении со стороны Пельтца на менеджмент сети ресторанов Wendy's.
Рост акций или лошадиные дозы?
«Мы здесь (при Heinz) не для того, чтобы зарабатывать быстрые деньги», — парирует партнер Пельтца, Питер Мэй. В отличие от многих других хеджевых фондов Пельтц стремится в целом не только к более высокому курсу акций. Он предо-
ставляет менеджменту конкретные альтернативы. И, по-видимому, биржевикам это нравится. Курс акций Heinz после атак финансового инвестора поднялся почти на 11% .
Джонсон бьет в то же место и встречает план своего контрагента собственным, обновленным планом. Глава Heinz также намерен больше сконцентрироваться на основном производстве, однако годовые расходы сократить только на $355 млн. Перед этим Джонсон уже растался с частью концерна стоимостью $3 млрд. и сообщил о сокращении 2,8 тыс. рабочих мест.
Мысли экспертов
Некоторые аналитики, однако, предостерегают, что план Пельтца может быть слишком агрессивным. «Сейчас речь идет о том, чтобы придать новые импульсы достижению целей по обороту и прибыли. Это будет продолжаться предположительно от трех до пяти лет», — пишет Эрик Зеротта, аналитик брокерского дома Merrill Lynch в Нью-Йорке.
Акционеры Heinz перед предстоящим голосованием еще не приняли окончательного решения. В то время как «мятежник» Пельтц поддерживается влиятельной компанией Institutional Shareholder Services (ISS), предоставляющей услуги по консультированию акционеров, на стороне менеджмента концерна Heinz стоит пенсионный фонд Calpers.
За что бьемся?
Целью концерна по производству продуктов питания H.J. Heinz является оборот в $8,6 млрд. В прошлом году чистая прибыль составила $645 млн. Основанная в 1869 году фирма всемирно известна благодаря производству кетчупа. Семья основателя имеет сегодня только 5% предприятия. Возмутитель спокойствия Нельсон Пельтц руководит американским Hedge Fonds Trian. Миллиардер на протяжении последних 20 лет покупал предприятия и выгодно их продавал.
Автор: Торстен РИКЕ / Дмитрий ЯРОШ, газета «ДЕЛО»