Принятое российским правительством решение упразднить специальные пошлины на украинскую кондитерскую продукцию не повлияет существенно на украинский экспорт этих товаров. Украинские производители уже адаптировали свой бизнес к защитным российским мерам и нашли «ключ» к российскому рынку, поэтому существование данной пошлины попросту утратило актуальность. При этом отечественная кондитерская промышленность может понести существенные потери от ожидаемого в ближайшее время решения Республики Беларусь о введении антидемпинговых пошлин в отношении этой же продукции.
Правительство Российской Федерации постановлением № 195 от 23 марта 2008 года упразднило специальные пошлины на вареные конфеты с содержанием какао и какаопродуктов, тоффи и карамель происхождением из Украины в размере 0,6 евро/кг (на аналогичную продукцию без содержания какао — 20%, но не менее 0,25 евро/кг). Решение вступит в силу через месяц после его официального опубликования, то есть 25 апреля.
Украинский экспорт тоффи и карамели без содержания какао в Россию в 2007 году составил 21,7 млн долларов. При этом структура поставок данной продукции диверсифицирована: на российский рынок приходится 21% экспортных поставок. Более высокой является зависимость украинских предприятий от поставок какаосодержащих продуктов в Россию. Экспорт номенклатуры какаосодержащей продукции, на которую была отменена специальная пошлина, в Россию в минувшем году составил 180,9 млн долларов, что соответствует 58% всех украинских экспортных поставок этих товаров.
В ответ на принятые российской стороной в 2001 и 2005 годах санкции крупнейшие украинские производители приобрели производственные активы на территории Российской Федерации, чем обеспечили себе доступ на российский рынок карамели. В частности, корпорация Roshen владеет фабрикой «Ликонф» в Липецке, группа «Конти» — ПО «Кондитер-Курск».
При этом сугубо ценовое преимущество украинских кондитеров по карамели сегодня намного ниже, чем в конце 1990-х годов. После введения пошлин украинские производители смогли отстоять свои позиции на российском рынке предложением более качественного продукта. Благодаря такой политике предприятий вес России в украинском экспорте карамели даже увеличился: в сентябре 2005 года, накануне введения пошлин на какаосодержащую продукцию, он составлял 33% против нынешних 58%. Только за 2007-й вывоз этой продукции в Россию увеличился на 40%.
Таким образом, отмена Россией пошлин существенно не изменит позиции крупных украинских кондитеров на российском рынке. После того как в нынешнем году корпорация Roshen завершит очередной этап модернизации своей фабрики в Липецке, она обеспечит себе безоговорочное первое место на российском рынке карамели (только за 2006 год производство карамели на липецкой фабрике увеличилось вдвое). Впрочем, упразднение пошлин способно открыть доступ на российский рынок небольшим украинским кондитерским предприятиям, не имеющим производственных площадок на территории РФ.
При этом российское правительство решило ввести специальную пошлину на инвертный сахар (смесь глюкозы и фруктозы, используемая при изготовлении сладких напитков) в размере 0,6 евро/кг. В 2007 году Украина экспортировала в Россию 42 тыс. т инвертного сахара на общую сумму 19,1 млн долларов. На Российскую Федерацию приходится 99,8% украинского экспорта инвертного сахара.
В свою очередь, другой крупный торговый партнер Украины — Республика Беларусь — завершила антидемпинговое расследование в отношении украинской карамели. По его результатам принята рекомендация ввести сроком на 3 года антидемпинговую пошлину на поставки из Украины в размере 11,76% для карамели без содержания какао и в 23,9% для карамели с содержанием какао — именно по всем тем товарным позициям, по которым Российская Федерация упразднила специальную пошлину.
По мнению Минска, украинский импорт имеет признаки демпинга (согласно результатам расследования, демпинговая маржа по украинской карамели соответствует размерам будущих антидемпинговых пошлин). Это уже не первая попытка Беларуси ограничить украинский импорт карамели ради поддержки собственных предприятий — в мае–декабре 2007 года импорт украинской карамели в эту страну подлежал лицензированию.
В 2007 году Украина экспортировала в Беларусь карамели без содержания какао на 6 млн долларов (5,9% всего украинского экспорта этой продукции), с содержанием какао — на 6,7 млн долларов (2,6%). В случае введения антидемпинговых санкций белорусский рынок существенно сузится, вплоть до полного вытеснения украинских производителей с него. Наиболее сильно от этих мер может пострадать корпорация Roshen: по данным ассоциации «Укркондитер», на нее приходится около половины украинских поставок карамели в Беларусь. Однако белорусский рынок значительно меньше российского (9,7 млн человек против 142 млн человек), поэтому украинские производители едва ли будут скупать кондитерские активы в Республике Беларусь. Вероятно, украинские промышленники будут поставлять туда конфеты российского производства.
Алексей Блинов, старший научный сотрудник Института изучения России