Сегодня последний день предвыборной кампании в Италии. Она получилась обычной для итальянской политики: скандальные заявления Берлускони, почти бессодержательная яростная полемика, распылённость предпочтений избирателей между многочисленными партиями, телевизионная агитация и применение административного ресурса в пользу правящей партии. Также традиционно исход выборов с большим трудом поддаётся прогнозу.
В течение последней предвыборной недели публикация результатов соцопросов в Италии запрещена. По последним данным, левая коалиция «Союз» во главе с бывшим председателем Еврокомиссии Романо Проди немного опережает правых из «Дома свобод» во главе с Берлускони. Но тут следует иметь в виду, что на этих выборах избирательное законодательство немного изменено.
Избиратели голосуют не за блоки, а за отдельные партии, места в парламенте между которыми будут распределяться на пропорциональной основе. То есть если какая-либо из партий, не преодолев двухпроцентный барьер, не пройдёт в парламент, голоса, поданные за неё, учитываться не будут. У левых такое положение вызывает серьёзное беспокойство.
Во-первых, партий в их альянсе больше, а процент поддержки каждой из них меньше. Во-вторых, никто не может поручиться, как поведут себя коммунисты, которые представлены двумя партиями. Другими словами, после подсчёта результатов голосования, которое в Италии традиционно продолжается два дня, понедельник и вторник, многое будет зависеть от числа парламентских мандатов, полученных отдельными партиями, входящими в левый и правый блоки. Верхняя и нижняя палата парламента могут вообще оказаться под контролем двух враждебных союзов, что будет означать фактический паралич политической системы.
Если возвращаться к завершающейся сегодня предвыборной кампании, то прежде всего вспоминаются многочисленные скандальные заявления Берлускони, которого, пожалуй, с полным основанием можно назвать самой яркой звездой современного итальянского шоу-бизнеса. Очень помогает премьеру, по удачному стечению обстоятельств являющегося к тому же и главным медийным магнатом страны, телевидение, с экранов которого Берлускони почти не сходит.
Когда какое-либо из его заявлений оказывается слишком скандальным, вроде недавнего об удобрении в эпоху Мао полей младенцами, то глава итальянского правительства обычно спешит обвинить во всём журналистов, известных в Италии своими левыми убеждениями.
Что касается тактики двух основных политических групп, она была также весьма стандартна. Левые обоснованно указывали, что за годы правления Берлускони, который, между прочим, установил рекорд среди итальянских премьеров по длительности нахождения на своём посту, макроэкономическая ситуация в стране ухудшилась. Глава кабинета усердно пугал избирателей планами левых по установлению в стране диктатуры по типу сталинистской и по своему обыкновению раздавал обещания. В основном Берлускони обещает ослабить налоговое бремя. При этом он (как и левые) практически не имеет программы экономических реформ, которые выведут экономику страны из оцепенения.
Впрочем, усердие премьера вполне понятно. В случае поражения ему могут припомнить многочисленные грехи прошлых лет. Заручившись поддержкой парламентского большинства, Берлускони, как известно, поменял многие законы, сделав всё, чтобы обезопасить себя от судебного преследования. Дабы не дать прийти к власти своим врагам, Берлускони старается изо всех сил.
Например, в его коалиции несколько откровенно фашистских группировок, сторонники которых могут обеспечить правому альянсу победу. Остаётся подождать середины следующей недели, чтобы узнать, каким курсом пойдёт Италия. Однако ясно, что страну ожидает, как минимум, несколько очень напряжённых недель, после которых власть может оказаться у левых.
"Политком.ru"