США и ЕС, как известно, ввели визовые ограничения для президента Белоруссии Лукашенко и других должностных лиц этой страны. На это Минск устами своего МИДа отреагировал так: «Республика Беларусь поставлена перед необходимостью принять в отношении ЕС и США адекватные ответные меры. В соответствии с международной практикой они затронут аналогичные категории лиц».
"Недальновидные действия подобного рода по определению неэффективны и способны лишь обострять проблемы во взаимоотношениях, а не содействовать их решению", - заявил журналистам начальник управления информации МИД Белоруссии, пресс-секретарь Андрей Попов, комментируя решение ЕС и США. По его словам, настоящее взаимопонимание и конструктивное взаимодействие "достигаются через диалог, а не навязываются санкциями". "Отвечать запретами на выбор народа - значит отвергать право граждан Беларуси жить в своей стране по своему, а не по чужому усмотрению", - говорится в заявлении официального Минска.
Интересно, что сейчас делают политические элиты ЕС и США. Смеются? Недоумевают? Крутят пальцем у виска? Это совершенно не важно. В дипломатических отношениях действует принцип взаимности, и поэтому ничего странного с формальной точки зрения в заявлении Минского МИДа нет. Ах, вы так? Ну, тогда и мы так! Вот и все. Представить, что какое-нибудь европейское или американское высшее должностное лицо захочет посетить Минск при президенте Лукашенко, трудно. Представить, что ЕС и США примут упрек в странном понимании демократии, исходящий от Лукашенко, еще труднее. Но уж совсем невозможно представить, что американские и европейские санкции не произвели на Лукашенко ровно никакого впечатления. Между тем это именно так.
Лукашенко комфортно чувствует себя в роли последнего диктатора Европы. Эта постмодернистская дефиниция вполне отвечает постмодернистскому же характеру его диктатуры. Буколическая тирания Лукашенко, с яйками, курками, регулируемыми ценами, отсутствием рекламы и блестящими тротуарами, бодра, весела и лишена всякого оттенка гибельного безумия (сравните с режимом Туркменбаши). Запад пугает Лукашенко, а ему не страшно.
Он слишком хорошо знает свой народ. Туркменбаши, положим, тоже не боится Запада, который его, скажем справедливости ради, даже и не пугает, гораздо больше Туркменбаши опасается ближайших сторонников, слуг, ампулы с ядом, подушки и каминной решетки, но Лукашенко не боится даже и этого. Единственной причиной попадания Лукашенко под Гаагский трибунал может стать революция, причем не роз, а настоящая, с кровопролитием и пальбой, но до нее Белоруссии – как до вступления в ВТО.
Если Лукашенко даже и удалится от дел, то преспокойно вернется к супруге в Шкловский район Могилевской области, еще более буколический, чем вся остальная Белоруссия, и будет жить стариком со старухой и совсем непрохудившимся корытом. Не нужен ему ни берег турецкий, ни Африка, ни даже Швейцария. Лукашенко, говорят, является долларовым миллиардером. В любом случае на жизнь в Шкловском районе хватит. Зачем тогда реноме на Западе?
Своим реноме на Западе обеспокоен Владимир Путин, председательствующий в этом году в G8. И вообще, Россия выдвигает идеи всеобщей энергетической безопасности, ведет переговоры с ХАМАС и выполняет много другой сложной и нервной работы. Визовые санкции ужасны для российского истеблишмента, любое помрачение на лице друга Сильвио, друга Жака и друга Джорджа, наверное, вызывает в душе Путина немалую тревогу.
Чего никак не скажешь о Лукашенко. Истинно евразийская сила этого государственного деятеля состоит в том, что ему совершенно наплевать на выражение лиц членов G8. Видимо, изоляционизм и есть евразийство. И такой изоляционизм может себе позволить маленькое, бедное природными ресурсами и не имеющее ни малейших геополитических притязаний государство вроде Белоруссии. И симметричные ответы в духе последнего заявления своего МИД Белоруссия может давать Западу хоть каждый день.
Россия же - великая держава. И должна всякий раз искать ассиметричный ответ, принцип которого был сформулирован еще М.С. Горбачевым. Грузия выходит из СНГ, стучится в двери НАТО и вышвыривает вон российские военные базы – Москва в отместку находит пестициды в вине «Хванчкара». Украина тоже ведет себя не по-братски – Москва закручивает ей вентиль, в рамках, надо понимать, политики энергетической безопасности. Не сильные ответы, скажите вы - придумайте сильней.
Ничего не придумывающий Лукашенко платит Западу той же монетой и усугубляет комизм ситуации. Но упрек в адрес Европы и Америки относительно непонимания основ демократии и неумения вести диалог – в конце концов европейский по своей риторике.
Отказ в выдаче виз высшим чиновникам – тоже. Обезьянничая и передразнивая, Лукашенко выглядит смешно, а все же не смешнее своих противников. В этом контексте слова Александра Григорьевича о том, что в будущем Белоруссия станет одной из образцовых стран Европы, звучат не так и анекдотично. По крайней мере, не более анекдотично, чем крылатое выражение Юлии Тимошенко об Украине как центре мировой цивилизации.
"GlobalRus.ru"