Это малоизвестная миссия, первая в постсоветском пространстве: с конца 2005 года контролеры Европейского союза находятся на границе между Украиной и Приднестровьем – анклавом с населением в 700 тысяч жителей, в большинстве своем русскоязычных, отделившемся от Молдавии после войны 1992 года.
Эта группа, которой руководит голландец Андриаан Якобовиц де Шегед, специальный представитель ЕС в Молдавии, именуется "миссией помощи по управлению границами". Ее задача – помочь Молдавии и Украине, которые хотят сблизиться с Европой, перейти на европейские нормы безопасности и пограничного контроля.
Миссия, базирующаяся в Одессе, насчитывает 130 человек, среди которых немало пограничников и таможенников из стран, недавно вступивших в Европейский союз. В миссию они попали в основном потому, что говорят по-русски.
У России, которая на протяжении многих лет поддерживает притязания на автономию Приднестровья – региона, в котором она располагает армейским контингентом примерно в 1500 человек, – прибытие миссии вызвало раздражение. Ситуация обострилась 3 марта, когда Украина решила запретить въезд на свою территорию из Приднестровья грузовых машин, не зарегистрированных властями Молдавии.
Эта республика, президент которой Владимир Воронин хочет вступить в ЕС, пытается положить конец существованию "черной дыры" в Приднестровье, которое за последние годы превратилось в перевалочный пункт для разного рода незаконной торговли.
"Гуманитарные колонны". Приднестровьем, этой "самопровозглашенной" республикой, не признанной ни одной страной в мире, с 1991 года железной рукой руководит коммунист Игорь Смирнов, который собирается провести референдум о провозглашении независимости. Он имеет российский паспорт – как и многие жители этого анклава, который Москва рассматривает как свой стратегический аванпост у границ Европейского союза и НАТО.
После 3 марта Смирнов решил обойти новые украинские правила, закрыв пограничные пропускные пункты Приднестровья. Это положение дел он представляет как "блокаду", организованную Украиной. На границе выстроились длинные очереди грузовиков, в результате чего ограничительные меры были смягчены.
В Москве официальные лица и государственные СМИ стали кричать о "гуманитарной катастрофе". 10 марта Госдума приняла постановление, осуждавшее "экономическую блокаду". По инициативе пропутинской партии "Единая Россия" из многих российских городов выехали "гуманитарные колонны" с продовольствием и медикаментами. Последняя из них покинула Волгоград в среду, 13 апреля.
Интерес России к Приднестровью определяется не только геополитическими соображениями. Есть подозрения, что российские промышленные группы имеют интересы на основных промышленных предприятиях этого региона, в частности на Рыбницком металлоперерабатывающем заводе.
Задача контролеров из Европейского союза, размещающихся на украинской стороне границы, – досматривать грузовики и помогать подготовке местных таможенников. Российский министр иностранных дел Сергей Лавров подверг критике европейские страны за поддержку новой пограничной политики Украины. По словам же одного европейского дипломата, после прихода к власти прозападного президента Виктора Ющенко Украина в этом вопросе проявила "сильную политическую волю".
Центральным моментом этого дела является вопрос о внешних границах Европейского союза, в который в 2007 году должна вступить Румыния. Россия, отмечает европейский источник, "делает все" для того, чтобы переговоры о статусе Приднестровья, в которых участвуют Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Европейский союз, "не сдвинулись с мертвой точки" и эта узкая полоска земли стала в итоге "чем-то вроде второго Калининграда".
Натали Нугайред, InoPressa