Латвия намерена обнародовать имена 4500 человек, работавших на КГБ в советское время. Противники такого шага считают, что это может вызвать раскол общества в прибалтийском государстве.
Комиссия по юридическим вопросам латвийского правительства на этой неделе приняла решение, что в государственной газете должен быть напечатан список имен, найденных в архивах КГБ после распада СССР в 1991 году. Глава комиссии Марекс Сеглинс сообщил, что список будет напечатан 1 ноября, так что он не повлияет на парламентские выборы в октябре.
Это решение еще должно получить одобрение парламента и президента страны Вайры Вике-Фрейберга, которая может наложить вето.
Сторонники этой идеи говорят, что такой шаг необходим для того, чтобы подвести черту под аннексией Латвии Советским Союзом в 1945-1991 годах и вывести на чистую воду коллаборационистов, которые до сих пор занимают высокие посты. Некоторые опасаются, что бывшие агенты КГБ могут до сих пор работать на российскую разведку.
Более 60 тысяч латышей были депортированы в Сибирь во время советского правления, а сотни тысяч вынужденно бежали на Запад. Теперь население страны составляет около 2,7 млн жителей. Противники обнародования списка имен агентов КГБ говорят, что это только обнажит старые раны и разрушит жизни невинных людей, которые никогда не сотрудничали с КГБ, но окажутся упомянутыми в делах. Другие говорят, что в таком случае надо назвать и имена западных шпионов.
Президент Вике-Фреберга считает, что этот план – "запоздалый и бесполезный экзерсис", который приведет к расколу общества. "Это только возбудит в обществе бессмысленные негативные эмоции", – говорит она.
Бывшие агенты КГБ не имеют права занимать в Латвии государственные должности, что поставило крест на многих карьерах, после того как были раскрыты архивы советской разведки.
Два года назад Вике-Фрейберга наложила вето на законопроект, содержащий подобное предложение, однако в марте ряд политических деятелей страны представили пересмотренный вариант документа.
Согласно новому варианту, опубликованный список будет сопровождаться текстом, поясняющим, что среди перечисленных людей могут быть невиновные, что, если кто-то докажет свою непричастность к сотрудничеству с КГБ или признает свою роль, об этом будет сообщено.
Джереми Пейдж, “InoPressa”