Палестинские боевики на блокпосте Наамех к югу от Бейрута кажутся рудиментами другой эпохи, эпохи кровопролитной гражданской войны 1970-1980-х годов.
Но через два дня после того как ракеты, выпущенные из Южного Ливана по северу Израиля, спровоцировали налет израильских ВВС на местные лагеря, они стали тяжелой проблемой для правительства Ливана.
Ливанские политики начали говорить о палестинских боевиках как о серьезной проблеме, связанной с безопасностью, и пообещали разоружить их.
Палестинским беженцам принадлежит важная роль в сложной истории Ливана. Например, палестинские набеги на Израиль с ливанских баз в 1970-е годы навлекли на Ливан израильский огонь и эпизоды оккупации. Палестинцы принимали участие в гражданской войне и сражались так яростно, что в конце концов Сирия ввела войска в качестве противовеса, и это стало началом почти 30-летней оккупации.
Палестинцы, остающиеся в Ливане и действующие с блокпостов, – это преимущественно экстремистские группировки вроде "Интифады Фатха" и "Фронта освобождения генерального командования Палестины". Базы обеих группировок находятся в Сирии, и ни одна из них не входит в Организацию освобождения Палестины. По оценкам, они в совокупности насчитывают не более 500 человек.
Но власти Ливана отмечают, что в ходе недавних столкновений с ливанской армией их численность была больше. Они обвиняют Сирию в том, что она снабжает их оружием.
"Это сирийские, а не палестинские группировки, – заявил лидер друзов Валид Джумблатт, возглавляющий антисирийское большинство в парламенте. – Пока под предлогом освобождения существуют неконтролируемые вооруженные группировки, в Ливане не будет стабильности".
В середине мая произошло столкновение одной из таких группировок с солдатами ливанской армии в длине Бекаа, это был третий инцидент такого рода в нынешнем году.
"Столкновения – это вызов способности правительства построить государство, – заявил Гасан Мухейбер, член парламента от Свободного патриотического движения генерала Мишеля Ауна, солидарного с "Хезболлахом". – Это призыв к ливанскому правительству сформулировать стратегию обороны и свою политику".
В апреле многочисленные ливанские фракции, собравшиеся в рамках национального диалога по урегулированию таких вопросов, как будущее президента Эмиля Лахуда и судьба ополчений, единогласно решили, что палестинские группировки должны разоружиться и вернуться в лагеря беженцев. Источники отметили, что участие "Хезболлаха" является признаком того, что переговоры могут дать результат.
Правительство премьер-министра Фуада Синиора, осознавая дестабилизирующий потенциал палестинских группировок, настаивает на их разоружении переговорным, а не силовым путем, усугубляя неверие в то, что это произойдет. Ливанские группировки уже договорились о плане разоружения.
"Мы не хотим повторять прежние ошибки", – заявил бывший посол Ливана в ООН Халил Маккави, возглавляющий комиссию, ведущую переговоры о разоружении.
"Мы знаем собственную историю и видели аналогичный сценарий в 1975 году, – заявил он, имея в виду начало гражданской войны в Ливане. – Мы намерены сделать это мирно".
В мае комиссия Маккави начала диалог с Организацией освобождения Палестины и другими палестинскими группировками, чтобы улучшить условия жизни в крупных лагерях беженцев в Ливане. Беженцам, число которых сегодня достигает примерно 500 тыс. человек, не разрешают заниматься квалифицированным трудом и иметь недвижимость.
Усилия также включают в себя открытие офиса ООП в Бейруте, закрытого почти 30 лет назад. Но пока, отметил Маккави, усилия тормозит неспособность палестинцев договориться о составе делегации, которая сможет вести переговоры с правительством.
Похоже, что усилия Маккави направлены на ликвидацию палестинского ополчения путем предоставления возможности работать и улучшения условий жизни.
Самым тревожным моментом воскресного насилия, заявили Маккави и другие чиновники, является то, что ни одна из группировок не взяла на себя ответственность за ракетный обстрел Израиля, спровоцировав ответное насилие, и это породило опасения, что целью был не просто удар по соседям, а попытка спровоцировать масштабную акцию Израиля.
"На нашей земле есть люди, совершающие опасные поступки и ставящие Ливан в трудное положение, – заявил Маккави. – Ситуация действительно опасна, когда есть люди, использующие ливанскую территорию, а вы даже не знаете, кто они".
В ночь на воскресенье военизированная группировка обстреляла территорию на севере Израиля несколькими ракетами малой дальности, спровоцировав авиаудары и артиллерийские перестрелки между израильскими войсками и боевиками "Хезболлаха". Инцидент был самой интенсивной перестрелкой после ухода Израиля из Южного Ливана в 2000 году.
Палестинская военизированная группировка "Исламский джихад", лидеры которой были убиты в воскресенье в Ливане, отрицает свою причастность и называет подделкой заявление об ответственности, разосланное по факсу в информационные агентства от ее имени. "Хезболлах", контролирующий южный приграничный район Ливана, заявил, что не знает, кто несет ответственность за ракетный обстрел.
Но "Хезболлах" является главной мишенью резолюции ООН о разоружении ополчений, и в случае разоружения он теряет больше всех. Джимблатт и другие обвиняют его лидеров в затягивании урегулирования.
"Мы договорились решать вопрос мирно, – заявил член политического руководства "Хезболлаха" Ахмад Малли. – Но ливанцы не должны втягиваться в борьбу на какой-либо стороне".
Хасан Фаттах, “InoPressa”