По мнению независимых аналитиков, Пакистан приступил к строительству мощного нового реактора для производства плутония. Если эти данные подтвердятся, то этот шаг ознаменует крупное расширение ядерных возможностей страны и может грозить новой эскалацией гонки вооружений в регионе.
Спутниковые фотографии ядерного объекта в регионе Хушаб в Пакистане зафиксировали частично завершенный тяжеловодный ядерный реактор, на котором может быть произведено достаточно плутония для создания 40-50 единиц ядерного оружия в год, что является 20-кратным увеличением нынешних возможностей Пакистана, говорится в технической оценке вашингтонских ядерных экспертов.
Место строительства примыкает к единственному в Пакистане плутониевому реактору, скромному объекту мощностью 50 мегаватт, который был пущен в эксплуатацию в 1998 году. Но готовые участки нового реактора заставляют предположить, что его мощность будет составлять 1000 мегаватт и более, отмечается в анализе Института науки и международной безопасности. Предполагается, что в распоряжении Пакистана есть 30-50 урановых боеголовок, которые обычно тяжелее, чем плутониевые, и их сложнее устанавливать на ракеты.
«Возможно, Южная Азия движется к гонке ядерных вооружений, которая может привести к разрастанию ядерного арсенала до сотен единиц или, по меньшей мере, к большому расширению запасов оружейного делящегося вещества», – заключают Дэвид Олбрайт и Пол Брэннен в технической оценке, с копией которой ознакомилась газета The Washington Post.
Ключевые выводы доклада были поддержаны двумя другими независимыми ядерными экспертами, которые осмотрели спутниковые снимки, предоставленные Digital Globe, и сопутствующие данные.
Официальные лица Пакистана не подтвердили и не опровергли этот доклад, однако высокопоставленный пакистанский чиновник на условиях сохранения анонимности признал факт расширения ядерной деятельности.
«Ядерная программа Пакистана достигла высокой стадии развития. Сейчас мы консолидируем программу путем дальнейшего расширения», – заявил чиновник. Расширенная программа включает «некоторые гражданские атомные компоненты и некоторые военные компоненты», - пояснил он.
Эти шаги дают новые поводы для тревоги по поводу длящегося не один десяток лет соперничества между Пакистаном и Индией. Обе страны уже обладают десятками ядерных боеголовок, различными ракетами и иными устройствами, которые могут быть оснащены боеголовками.
Пакистан, как и Индия, не подписал Договор о ядерном нераспространении. Один из пакистанских пионеров-ядерщиков, Абдул Кадир Хан, 2 года назад признался, что руководил сетью, поставлявшей ядерные материалы и ноу-хау в Ливию, Иран и Северную Корею.
Признаки возможной эскалации появились на фоне того, как конгресс США готовится к дебатам по противоречивому договору о ядерном сотрудничестве между администрацией Буша и Индией. Это соглашение предоставит Индии доступ к важным американским ядерным технологиям в обмен на ужесточение систем безопасности на ее гражданских атомных реакторах.
В отношении военных ядерных объектов Индии подобных ограничений не предусмотрено. В настоящий момент, по оценкам, в Индии есть 30-35 ядерных плутониевых боеголовок. Пакистан, который использует более простые, основанные на уране схемы, многие годы пытался модернизировать свой арсенал, и новый тяжеловодный атомный реактор может позволить ему это сделать, указывают эксперты по вооружениям.
«С плутониевыми бомбами Пакистан может стать полноценным членом ядерного клуба», – заявил работающий в Европе дипломат и эксперт по ядерным вооружениям на условиях анонимности, ознакомившись со спутниковыми данными. Он согласился с оценкой, сделанной Институтом науки и международной безопасности в целом, однако, по его мнению, следует говорить о «10-кратном увеличении» пакистанского производства плутония. Третий, работающий в США, эксперт полностью поддержал вывод института.
Пакистан запустил свою ядерную программу в начале 1970-х, а первые успешные ядерные испытания провел в 1998 году. Завершение первого 50-мегаваттного плутониевого реактора в центральном пакистанском регионе Хушаб было сочтено шагом в сторону модернизации арсенала страны. Реактор в состоянии производить около 10 кг плутония в год, чего достаточно для создания 2 боеголовок. Строительство более крупного реактора в Хушабе началось, по всей видимости, в 2000 году. Спутниковые фотографии, сделанные весной 2005 года, запечатлели каркас прямоугольного здания, окружающего круглый металлический остов большого ядерного реактора. Через год, в апреле 2006 года, крыша строения по-прежнему не была завершена, что позволяло разглядеть детали реактора.
«Тот факт, что крыши до сих пор нет, мне кажется признаком того, что Пакистан никуда не торопится и ничего не пытается скрыть», – отмечает Олбрайт.
Медленный темп строительства может также свидетельствовать о сложностях в получении деталей или попросту о том, что другие ключевые объекты для изготовления плутониевых бомб еще не готовы, указывает институт. Пакистану, вероятно, потребуется расширить мощности для производства тяжелой воды для нового реактора, а также свои возможности переработки отработанного топлива для извлечения плутония, подчеркивается в докладе.
Сравнив спутниковые фотографии за разные периоды, аналитики института пришли к выводу, что новый реактор будет завершен только через «несколько лет». Диаметр металлического остова строения заставляет предположить, что это будет очень крупный реактор с мощностью до 1 тыс. мегаватт.
«Подобный реактор в состоянии производить более 200 кг оружейного плутония в год при работе в полную мощность 220 дней в году, – отмечают составители доклада. – Если учесть, что на одну единицу ядерного оружия требуется 4-5 кг плутония, то объемы производства нового реактора позволят создавать 40-50 единиц ядерного оружия в год».
Администрация Буша пока не прокомментировала новый доклад. По словам Олбрайт, он передал эти данные правительственным экспертам по ядерным вооружениям, которые не оспорили его выводы и, похоже, уже знали о новом реакторе.
«Но если риск гонки вооружений в Южной Азии возрастает, то почему это не вынесли на дебаты?» – задумывается Олбрайт. По его словам, ход событий в Пакистане прибавляет важности призывам к заключению договора, сдерживающего производство делящегося материала, используемого для создания ядерного оружия.
«США должны более настойчиво добиваться подписания договора о сокращении производства делящегося материала, чего США пока не делают», – заявил он.
Джоби Уоррик «Inopressa»
ELCOMART Международная жизнь