Уго Чавес любит путешествовать. Правда, его маршруты особым разнообразием не отличаются. Как отмечают наблюдатели, стоит какой-либо стране заявить о своих разногласиях с США, сразу можно предположить, что она станет объектом активности венесуэльских дипломатов. Последнее турне Чавеса по планете лишь подтверждает эту тенденцию. После посещения Китая харизматичный лидер направился в Малайзию, оттуда в Сирию, затем поедет в Анголу.
Безусловно, КНР – самый главный пункт этой поездки. Конец прошлой недели Чавес провёл в Пекине, где заключил несколько соглашений, на первый взгляд, исключительно выгодных Венесуэле. Во-первых, планируется, что латиноамериканская страна, удерживающая за собой пятое место по размерам нефтяных поставок на мировой рынок, доведёт свой нефтяной экспорт в Китай до двухсот тысяч баррелей в день уже до конца этого года.
Далее планы ещё более амбициозны: пятьсот тысяч баррелей к 2011 и миллион к 2012 году. Справедливости ради следует сказать, что эти цифры пока не впечатляют специалистов. Дело в том, что добываемая в Венесуэле нефть идёт в основном на атлантическое побережье страны. Заправляемые там танкеры при таких больших объёмах через Панамский канал пройти просто не смогут, а это значит, что им предстоит путь в обход всего южноамериканского континента.
Дороговизна этого, самого длинного на планете маршрута нефтяных поставок очевидна. И это при том, что сама по себе венесуэльская нефть требует дополнительных затрат на очистку. Получается, что рентабельность проекта обусловлена лишь нынешними высокими ценами на нефть.
Однако это не всё, о чём удалось договориться Чавесу в Пекине. Планируется сотрудничество в сельском хозяйстве, золото- и угледобыче, туризме и, главное, в развитии инфраструктуры.
С этой точки зрения любопытно сравнить современную китайскую и советскую внешнюю политику. Понятно, что власти в Пекине точно так же придерживаются коммунистической идеологии и по мере сил стараются досадить США. Однако руководители КНР, в отличие от советских лидеров, умеют считать деньги. Все успехи в Латинской Америке, которые ещё необходимо подкреплять, они воспринимают весьма сдержанно, понимая, что до подлинных прорывов пока далеко.
Более привлекательным китайским частным и государственным бизнесменам сегодня в регионе в целом и в Венесуэле в частности кажутся проекты, направленные на развитие местной инфраструктуры. По наличию свободных средств, которые можно вложить в перспективные планы, с китайскими предпринимателями традиционно почти невозможно конкурировать. А вот в деле реализации этих проектов, например, для Венесуэлы более полезным кажется российское участие.
То есть в очередной раз можно убедиться в одном наблюдении: несмотря на некоторую схожесть глобальных внешнеполитических амбиций, интересы Москвы и Пекина в Западном полушарии почти не пересекаются. Китаю, скажем, нужны венесуэльские газ и нефть, Россия же может помочь с увеличением их добычи.
В остальном же перемещения Чавеса по миру сопровождаются столь типичными для него громкими заявлениями и обещаниями. Сейчас главная цель его усилий – получение места в Совете Безопасности ООН, выборы в который предстоят в октябре. До сих пор считалось, что наилучшие шансы войти в почётный круг имеет Гватемала, пользующаяся поддержкой США.
Нынешнее же мировое турне Чавеса служит помимо целей развития экономических контактов Венесуэлы по всей планете рекламе кандидатуры Каракаса. И весьма умеренная Малайзия, и Сирия, и Ангола могут оказать определённое влияние в своих регионах, если Чавесу удастся убедить местных политиков в необходимости большего антиамериканизма.
Любопытно, что Ангола на протяжении нескольких десятилетий была одним из излюбленных объектов кубинской внешней политики. Теперь же «революционное» знамя от стареющего Фиделя рассчитывает получить Чавес. Дождёмся октябрьских выборов в Генеральной Ассамблее ООН, чтобы понять, насколько ему это удастся.
"Политком.ru"