Ситуация, в которой находится отечественная молочная отрасль — крайне непростая. Последние несколько лет производители молочных продуктов чувствуют регрессивный процесс в отрасли: каждый год оказывается наихудшим.
Миллион тонн жидкого профицита
Минувший год для отечественных «молочников» оказался еще сложнее предыдущих. Похоже, что и в этом году никаких улучшений не предвидится, а доходы производителей молочных продуктов продолжают существенно снижаться, о чем свидетельствует индекс прибыльности производства молока ФАО (Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Как отметил экономист Департамента технического сотрудничества ФАО Андрей Ярмак на пресс-конференции, посвященной проблемам отрасли, в сравнении с 2014 годом доходы производителей упали на 31%, а если сравнивать с аналогичным периодом 2013 года, то и на все 36%.
«В этом году молочный индекс снизится еще на 5% по сравнению с 2015 годом», — заявил эксперт.
По оценкам вышеназванной организации, в настоящее время избыток украинского молока находится на уровне 1 млн тонн, что связано с утратой рынка сбыта в Российской Федерации, приобретавшей в основном, сыры, а также в Крыму и на Востоке нашей страны. Ухудшился сбыт и в Казахстане. При этом, как отметил Ярмак, из этого общего количества на рынках сбыта в Крыму и в восточных регионах мы продавали 300-400 тыс тонн молочных продуктов. То есть, 30-40% от общего количества.
Миллион тонн лишнего молока и молочных продуктов отечественным производителям может здорово аукнуться в весенне-летний период. Простым людям, конечно же, будет в радость, если цены начнут ползти вниз, пусть даже и на «молочку», так как в зимний период стоимость молока обычно на 30-40% выше, чем летом.
Но, производителям такой поворот событий не выгоден: особой помощи от государства нет (что будет с компенсационными выплатами, равно как и с закупками излишков продукции — увидим со временем сами), себестоимость коровы сейчас — около 10 тыс долларов, корма для животных — далеко не дешевые, часть рынка потеряна, падение платежеспособности населения также очевидно, а тут еще и очередной удар в виде снижения цен… В общем, будущее отрасли висит на волоске, хотя по инерции молочная промышленность еще работает.
«Для того чтобы не допустить снижения цен на «молочку» придется срочно искать рынок сбыта. И над этим еще доведется хорошо потрудиться», — заявил А. Ярмак.
Впрочем, по словам эксперта, на данный момент «все выглядит так, что цены на сырое молоко в ближайшие месяцы могут значительно снизиться. Особенно ближе к июню-июлю».
Кровь с молоком
Мир становится жестче: еще вчера наших соотечественников удивляет мертвая корова в формальдегиде от современного британского художника Дэмиена Херста, а уже сегодня такая форма культурного протеста проникает в наши реалии. Как вы помните, 17 декабря прошлого года у здания Верховной Рады с отрубленными коровьими головами на елках собрались предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, аграрии. Для кого-то данная акция показалась «перебором» и «чернухой», но зато цели мрачного перформанса были очевидны, а смысл — доступным для каждого: обратить внимание правительства на проблему сокращения поголовья и на Налоговый кодекс, который вполне может в корне задушить слабеющее молочное производство. А то, что данная отрасль постоянно нуждается в поддержке государства (которой по большому счету нет) — это вам любой фермер скажет.
«Животноводство находится в наиболее тяжелом положении, и для него потеря спецрежима (режима государственных компенсаций — прим. ред) равно катастрофе», — заявил Михаил Соколов, заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета.
По словам Соколова, часть государственной поддержки все равно потеряна (все-таки, 80% компенсации НДС— это не 100%), и вместе с тем, в следующем году существует угроза прекращения компенсационных выплат вообще. При этом, как отметил руководитель агросовета, альтернатив нет даже в случае, если государство продолжит поддерживать отрасль: «многолетний опыт показывает, что прямая государственная поддержка выполняется в лучшем случае на 30%». М. Соколов также обратил внимание на проблему администрирования, которая неизбежно возникнет с потерей спецрежима.
«В 2016 годы мы молчать не будем, потому, что это уже просто край. Ведь это все будет просто вырезано. Сейчас еще есть инерция, но финансирования аграрный сектор не имеет… а люди вырезают коров», — заявил глава Всеукраинского аграрного совета Андрей Дыкун.
По мнению экспертов, реалии таковы, что в ближайшее время производство молока в Украине будет сокращаться. В первую очередь, пострадают предприятия, которые имеют надои меньше 6 тыс. кг с коровы в год. Хотя, их относительно рентабельный уровень на сегодняшний день составляет около 7,5 тыс. Также важно иметь высокий уровень эффективности. Слабые хозяйства будут вынуждены вырезать поголовье коров. По мнению экспертов, учитывая темпы его сокращения, в 2016 году потери составят около 10%. Что же касается кооперирования хозяйств как способа выживания — это вопрос времени: либо успеют, либо нет.
«Для небольших предприятий и фермерских хозяйств это могло бы быть выходом. Законодательная база для этого есть, рыночные условия — тоже», — говорит глава Всеукраинского аграрного совета.
«Светлое будущее» лактозы
Ситуация в украинской молочке напоминает цугцванг — положение, при котором любой ход ведет к ухудшению позиции. Судите сами: по данным ФАО, для того чтобы получить результаты, сопоставимые с уровнем прошлого года, а это худшие результаты «молочки» за все эти годы, в 2016-м требуется повысить эффективность производства на 5-7%. Так что сейчас речь идет о возможности выжить вообще. Для этого существует острая необходимость найти новые рынки сбыта. О Европе и США речь не идет: хотя 10 украинских предприятий уже получили разрешения на ввоз молочной продукции в ЕС, квоты на поставку для Украины, как отметили эксперты, оказались достаточно умеренными, если не сказать «ироничными». Так что даже несмотря на соглашение о свободной торговле, в ближайшие 5-7 лет на этом пространстве не будет никакой свободы и никакой торговли: квотами нам определено далеко не лучшее место. Впрочем, по мнению Ольги Трофимцевой, руководителя группы «Консультирование Украины в вопросах аграрной торговли — в рамках полного и всеобъемлющего Соглашения о свободной торговле между Украиной и ЕС», потенциал открытого европейского рынка для Украины заключается в заполнении ниши высококачественных продуктов, таких как органический сыр из козьего молока и других традиционных молочных продуктов, на которые нет квот.
Украинские производители все чаще обращают внимание на страны MENA (акроним от анг. Middle East & North Africa). Однако по этим государствам для нас есть барьеры. У предприятий Европейского союза ввоз молочной продукции без пошлины, а для украинских молочных продуктов – 20% таможенная пошлина, что заставляет производителей задумываться о методах снижения себестоимости, а в более широком смысле здорово снижает нашу конкурентоспособность.
Что же касается какого-нибудь ультра свежего, натурального и экологически чистого молочного продукта, который мы в теории могли бы предложить странам «первого мира» (свежее молоко, йогурты с коротким сроком хранения, и.т.д), то здесь даже и помечтать нельзя: у нас для этого попросту нет ни мощностей, ни логистики.
«Никто не будет экспортировать продукты короткого хранения. Логистика не обеспечит сохранность», — заявил Вадим Чагаровский, глава Совета директоров союза молочных предприятий Украины в комментарии корреспонденту.
По мнению эксперта, молочные продукты длительного хранения можно реализовывать на рынках Китая, Ближнего Востока (хотя азиатское направление еще нуждается в корректировке логистических процессов), а также в Северной Африке.
«Там популярны белые сыры, продукты длительного хранения, термизованные йогурты. Наши переработчики обратили внимание на азиатский рынок. Ну а что касается конкурентоспособности на европейском рынке — тут просто надо понимать культуру сыроделия. У нас она совершенно другая, и поэтому мы не можем конкурировать. Кстати, на наши сыры квот нет, так как там понимают, что наш ассортимент не соответствует их культуре потребления», — резюмировал Чагаровский.
По прогнозам Андрея Ярмака, экономиста Департамента технического сотрудничества Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в течение ближайших лет у нас есть все перспективы потерять статус нетто-экспортера молокопродуктов.
Впрочем, это отнюдь не значит, что стоит «опускать руки» — по мнению экспертов, для украинских молочников еще есть перспективные направления: освоение рынков Узбекистана и более плотная работа с Казахстаном, где развита только цельномолочная отрасль, торговых зон Китая, Ближнего Востока, Суб-Сахарной Африки, а также стран с низкой покупательной способностью, в частности Иордании и Ирака.
Власть, в свою очередь, анонсирует подписание договоров о зоне свободной торговли с Турцией, Израилем и Вьетнамом…
Вместе с тем, конкурировать с западными молочниками даже на территории собственной страны становится фактически нереально, так как себестоимость производства молока в Украине достаточно высока. Между тем, незримая война за наш рынок идет вовсю…
Автор материала: Святослав Филатов
vse.media