Отказ России от украинских молочных продуктов спровоцировал обвал цен на сырье и заставил производителей перепрофилироваться. Глава совета директоров Союза молочных предприятий Украины Вадим Чагаровский, выступавший вчера на экстренном заседании Кабинета Министров, остался доволен реакцией руководства страны. «Работа по разрешению конфликта не ограничивается визитом заместителя министра аграрной политики в Россию. Его попытаются уладить на самом высоком уровне», - сообщил он.
Сыр - дорогое удовольствие
А пока ограниченные внутренним рынком переработчики молока начали снижать закупочные цен на него - на сегодняшний день они упали практически наполовину. Эксперты связывают это с перепрофилированием молокоперерабатывающих предприятий на производство более дешевых видов продукции. «Для обеспечения рентабельности при производстве твердого сыра предприятия могли себе позволить выплачивать прямым производителям 1,4 грн. за литр молока, но при производстве, к примеру, сухого молока или казеина им невыгодно платить более 80-90 коп.», - объясняет помощник президента Союза молочных предприятий Украины Наталья Сенюка. По ее информации, реально цена может быть еще ниже. «К примеру, в Полтавской области за литр молока крестьянин получает 60 коп.», - уточняет она.
Кроме того, на уровне цены молокопродукции отразился и сезонный фактор. «Падение цен на молоко традиционно начинается в феврале и, как правило, составляет 10-15%», - говорит Наталья Сенюка. По мнению Вадима Чагаровского, еженедельные убытки молочной отрасли исчисляются суммой $10 млн.
Уже сейчас производители предупреждают о том, что если «молочная» блокада затянется, то они вынуждены будут задуматься о целесообразности продолжения хозяйственной деятельности и сохранении поголовья. Рожищенский сырзавод, поставивший в прошлом году в Россию 2,5 тыс. тонн сыра, переориентируется с производства сыра на сухое молоко и казеин.
По словам главы правления ОАО «Ичнянский завод молока и масла» Виктора Кияновского, его предприятие экспортировало масло по 13 тыс. грн. за тонну, а теперь оно оседает внутри страны, где получить такую цену невозможно. Критической является ситуация и на других предприятиях отрасли.
Молочники не согласны с Баранивским
В отличие от министра аграрной политики Александра Баранивского, который заявляет о политических причинах запрета России на импорт украинской продукции, молочники видят в действиях соседней страны только логичные санкции в связи с контрабандой. «Россияне несколько месяцев твердили: «Хватит липовых документов», но наши ветеринары не смогли навести порядок», - рассказывает Наталья Сенюка. Как результат - теперь отрасль столкнулась с последствиями этой медлительности.
Генеральный директор объединения "Укрмолпром" Василий Бондаренко также считает, что политика в действиях России не просматривается. «Запрет на ввоз украинской продукции животноводства, в частности, молочных продуктов, вызван желанием защитить российских производителей», - считает он.
Василий Бондаренко категорически против предложенного министром аграрной политики введения аналогичного запрета в отношении российской молочной продукции. Объемы украинской молочной продукции, экспортируемой в Россию, и поставляемой в Украину российской отличаются на порядок, поэтому украинской стороне необходимо идти на договоренности, а не вводить такие же санкции, отметил он.
Тем временем в России
Поскольку в Россию экспортируется 96% украинской сырной продукции, ее отсутствие на соседнем рынке уже привело к росту цен. Хотя пока это не стимулирует российское правительство к шагам навстречу украинской стороне. По неофициальной информации, россияне намерены экспортировать сыры из Беларуси и Германии.
Кроме того, они намерены добиваться унификации стандартов молочной продукции Украины и России. "Если Украина ориентирована на российского покупателя, она должна следовать нашим стандартам", - подчеркнул исполнительный директор Молочного союза Российской Федерации Владимир Лабинов. По его словам, Молочный союз уже подготовил предложение, которое на следующей неделе направит в Минсельхоз и Госстандарт РФ. "А дальше украинская сторона будет думать, принимать ей новые стандарты или нет", - говорит он.
Анна Ковальчук, газета "ДЕЛО"