Государственный концерн потеряет монопольное право на экспорт спирта, а рынок емкостью в $38 миллионов отдадут загадочной структуре. К удивлению многих операторов спиртового рынка, президент подписал откровенно лоббистский закон - «О внесении изменений в некоторые законы Украины о регулировании производства, оборота и налогообложения этилового спирта». Документ говорит о том, что с 1 января 2006 года экспорт спирта будет осуществляться исключительно «через уполномоченное Кабмином государственное предприятие».
«Если учесть, что в законе не указано, что таковым предприятием станет государственный концерн «Укрспирт» (ныне главный экспортер этилового спирта), то не трудно предположить, что речь идет о создании абсолютно нового игрока рынка», - говорит сотрудница МинАПК. Главного экономиста концерна «Укрспирт» Владимира Маховку не смущает потеря его концерном солидной доли рынка – экспорта спирта.
«Еще не принято решение о том, кто с 1 января займет место главного и единственного экспортера спирта», - говорит он. Однако, по мнению директора одного из спиртзаводов, новый государственный экспортер спирта уже определен - им станет Киевское спиртобъединение.
Андрей Охлопков, председатель наблюдательного совета компании «Союз-Виктан», уверен, что основным лоббистом принятого закона является сам концерн «Укрспирт»: «Укрспирт» хочет забрать самостоятельность у спиртовых заводов и отщипывать по кусочку от их финансового потока». Не мудрено, что в «Укрспирте» не скрывают своего позитивного отношения к новому закону. «Мы и не возражали против того, что концерн со временем перестанет быть экспортером. У нас и без того работы хватает», - говорит Владимир Маховка. Почему “Укрспирт” сам же лоббирует обрезание своих же полномочий по экспорту, очевидно участникам рынка, но не очевидно президенту, которого, судя по всему, в очередной раз подставили.
Мотивы
Вполне возможно, что в Министерстве АПК предпринимается попытка создать механизм, при котором весь экспортный денежный поток замкнется на одном, кем-то контролируемом предприятии, которое и станет главным оператором-экспортером. Задуманная конкретными чиновниками бизнес-схема в результате ее завершения и полной реализации (нужно договориться с Юрием Ехануровым) окажется следующей: спиртовые заводы продают спирт уполномоченному Кабмином государственному предприятию по заниженным ценам, экспорт продукции производится по цене, которая ниже мировой. Заработок получает некая транзитная иностранная компания, которая производит перепродажу спирта за рубежом. «Чтобы увеличить рентабельность такого бизнеса, «Укрспирт» заставит украинские заводы продавать спиртовую продукцию по заниженным ценам. Это, в свою очередь, приведет к нерентабельности предприятий», - предполагает один из директоров спиртовых заводов. «Проще говоря, они хотят создать отдельную компанию, которая будет контролировать финансовые потоки от экспорта. При этом потеряют только спиртовые заводы», - уверяет Андрей Охлопков.
Посошок для Баранивского
Причина лоббирования интересов одного предприятия в какой-то мере связана не только с желанием отдельных чиновников заработать, но возможными новыми кадровыми перестановками в самом “Укрспирте”. Нынешний глава государственного концерна «Укрспирт» Александр Сухомлин уже к Новому году может лишиться своего кресла. На 29 декабря назначено заседание Шевченковского суда по иску предыдущего председателя концерна «Укрспирт» Ивана Жолнера. Жолнер, возглавлявший госструктуру с 1998 года и уволенный в августе, обвиняет Государственный департамент продовольствия в незаконности его увольнения. Если он выиграет суд, то Александр Сухомлин должен будет освободить свое кресло. В любом случае весьма странным выглядит молчание «Укрспирта», который мирно отдал весьма лакомый кусочек своего бизнеса. Объем экспорта украинского спирта по итогам прошлого года составил $38 млн. (8,5 млн. декалитров). В компании «Союз-Виктан» уверены, что новая монополия на спиртовом рынке приведет только к негативным процессам. «На сегодняшний день спиртовые заводы и так находятся в плохом состоянии. Их необходимо модернизировать, но государство не может выделить средств. Оно почему-то занимается не реорганизацией, а дальнейшей монополизацией», - говорит Андрей Охлопков.
Ирина Чернявская, газета "ДЕЛО"