Кинематографисты охотно включают в сюжеты героев-детей
Ведь что на экране может быть прелестней кудрявой малышки, голубоглазого мальчугана или неуклюжей грации подростка, детских шалостей, игр и проказ?
Маленькие актеры пользуются бешеной популярностью, их портреты глядят на поклонников из газет и журналов, мелькают в Интернете, именами юных звезд называют кукол, коктейли и линии детской одежды. В США актрису Ширли Темпл и актера Макколея Калкина знает каждый школьник, в Советском Союзе культовыми фигурами стали Наташа Гусева (Алиса Селезнева, «Гостья из будущего»), Яна Поплавская (Красная Шапочка, «Про красную шапочку»), Федя Стуков (Том Сойер, Джим Хокинс, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Остров сокровищ»), Дима Иосифов (Буратино, «Приключения Буратино»), Володя и Юра Торсуевы (Электроник и Сыроежкин, «Приключения электроника»).
К сожалению, большинство юных звезд или прощались с карьерой, едва повзрослев, или продолжали сниматься в ролях второго-третьего плана. У некоторых судьба складывалась и вовсе печально – наркотики, алкоголь, разводы, самоубийства или смерть в безвестности. В чем причина таких печальных поворотов судьбы?
Кино в коротких штанишках
У ребенка есть несколько способов попасть в кино. Первый, самый невероятный – попасться на глаза режиссеру в подходящий момент, быть отобранным в школе, на улице, в детском лагере или даже в бассейне. Так нашли, например, бОльшую часть актеров для «Приключений Электроника».
Второй, чуть проще – ходить на кастинги, играть в массовке и обращать на себя внимание. С эпизодических ролей начинали Яна Поплавская, Ширли Темпл, и одна из самых популярных девчонок советского кино Рита Сергеечева.
Третий, довольно редкий и так сказать, «циничный», но иногда эффективный – родиться в семье актеров или режиссеров, и попасть в кино по протекции родителей. Своих детей в кино снимали Михалков и Кончаловский, «звездное» родство привело на сцену Кристину Орбакайте и Джеральдину Чаплин.
Есть и последний путь – родители, верящие в талант ребенка или отыгрывающие на нем свои нереализованные возможности, проталкивают чадо на съемочную площадку всеми правдами и неправдами. Иногда материнская опека идет маленькому актеру только на пользу – Мила Йовович не раз благодарила мать за заботу и помощь в карьере. Но куда чаще встречаются случаи, когда отец или мать становятся менеджерами ребенка и вместо того, чтобы растить и обучать юное дарование, заставляют его работать на износ во всех фильмах, где хорошо платят. Так поступил с Макколеем Калкином его отец, а с Ширли Темпл – её мать.
Перспектив карьерного роста тоже несколько.
Одна-две звездные роли, возможно пара эпизодов – и ребенок прощается с кино навсегда. Так произошло с Ириной Волковой («Ох уж эта Настя»), Татьяной и Ольгой Юкиными («Королевство Кривых Зеркал»), Игорем Красавиным («Не покидай»), Линой Бракните («Три Толстяка», «Дубравка»).
Одна звездная или несколько эпизодических ролей в детстве – и успешная актерская карьера во взрослом возрасте. Так сложилось у Михаила Ефремова, Ирины Лачиной и Алексея Серебрякова.
Несколько культовых ролей в детстве и заурядная карьера в кинематографе после окончания ВГИКа – Федя Стуков («Том Сойер», «Пеппи Длинныйчулок») стал кинорежиссером, а Яна Поплавская актрисой второго плана. Суперзвезда Маколей Калкин сиял до 14 лет, а затем стал в меру востребованным актером второго плана и диджеем.
Имеет место и такой вариант: успешная актерская карьера, популярность и слава в детстве, затем роли второго-третьего план, а потом и вовсе провал или отказ от кинокарьеры во взрослом возрасте. Звезда 30-х годов прошлого века, лучшая актриса-ребенок мира Ширли Темпл перестала сниматься в 21 год, став дипломатом и послом США. Рита Сергеечева снялась в 18 фильмах, а затем стала обычным детским врачом. Наташа Гусева (Алиса Селезнева) выучилась на биохимика, последние годы лишь несколько раз снималась в эпизодах.
Самый редкий вариант – успешная детская карьера естественным образом перерастает в успешную взрослую сценическую жизнь. Так же произошло с Мери-Кейт и Эшли Олсен – популярные маленькие звездочки выросли во взрослых звезд. Сюда можно отнести и легендарную Элизабет Тейлор.
У нас в стране таким актерами стали Алексей Серебряков («Вечный зов») и Виктор Косых («Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен», «Неуловимые мстители»). Актрисы Полина и Ксения Кутеповы тоже начали сниматься в юности, и закрепили успех в зрелом возрасте.
Маленькие трагедии
Не секрет, что юным актерам приходится нелегко – взрослые нагрузки на съемочной площадке, переезды, напряженная работа, конфликты с родителями, братьями и сестрами, завистливыми сверстниками и учителями, тяжкая ноша славы, проблемы с учебой. Стрессы не проходят бесследно, а неблаговидный пример взрослых коллег обозначает самые простые способы его снять – алкоголь, наркотики, беспорядочные половые связи. К тому же большинство режиссеров, снимающих детей, не учат своих подопечных актерскому мастерству, искусству перевоплощения – они просто снимают обаятельных и непосредственных мальчиков и девочек. Поэтому когда уходит обаяние юности, актер остается невостребованным и не подготовленным к взрослой карьере.
Звезда немого кино Мэри Пикфорд прославилась ролями одиноких маленьких девочек и бесстрашных пацанок. Она начала сниматься в 15 лет и до 30-ти, благодаря небольшому росту, кукольной внешности и особенностям черно-белой пленки, сглаживающим черты лица, успешно играла подростков. Но стоило Пикфорд выйти из образа, как в считанные годы из звезды мирового масштаба она стала заурядной актрисой и к 35 годам перестала сниматься.
Сестры Татьяна и Ольга Юкины (Оля и Яло из «Королевства Кривых Зеркал») мечтали об актерской карьере, но после триумфального фильма получили лишь одну эпизодическую роль. Татьяну не приняли в театральный институт, обе девушки не получили высшего образования, рано вышли замуж, рано развелись и с разницей в шесть лет умерли от алкоголизма.
Алексей Фомкин, искренний и симпатичный Коля из «Гостьи из будущего» сломал себе жизнь, мечтая о кинематографе. После «Гостьи» он снимался в нескольких фильмах вплоть до десятого класса, и из-за этого не сумел получить аттестат. А потом предложения поступать перестали. Алексей пошел в армию, пристрастился к наркотикам, «завязал», уехал в деревню и трагически погиб, сгорев в деревенском доме. Ему было 27 лет.
Более всего известна драматическая судьба Сергея Шевкуненко. Он родился в семье кинематографистов: отец Юрий Александрович Шевкуненко был директором второго творческого объединения киностудии «Мосфильм», мать, Полина Васильевна – ассистентом режиссёра на той же киностудии. Сергей стал известен в 13 лет ролями в фильмах «Кортик», «Бронзовая птица» (Миша Поляков) и «Пропавшая экспедиция». Но помимо съемок в кино мальчик дрался, подворовывал, а потом пристрастился к наркотикам. В 17 лет он получил свой первый срок из пяти, позже стал лидером преступной группировки и в итоге погиб в результате бандитской разборки.
Владимир Дичковский, партнер Шевкуненко по фильмам «Кортик» и «Бронзовая птица» (Генка Петров), в тюрьму не попал, но и артистической карьеры не сделал. После окончания школы он неудачно пробовал поступить в театральный вуз, потом смирился, стал шофером и до сих пор крутит баранку, умалчивая о своем «звездном» прошлом. Та же судьба постигла Павла Полунина (Ванюшка из «Судьбы человека»). А Василий Скромный (Макар Гусев из «Приключений Электроника») снявшись в шести фильмах, впоследствии выучился на штурмана дальнего плавания и сознательно отказался от работы в кино.
Школа или сцена?
Отправлять ребенка на съемочную площадку всегда серьёзный риск. Отказы после проб, эпизодические роли, стрессовая обстановка, контакт с неблагонадежными людьми – нет никаких гарантий, что маленького актера (актрису) взрослые не напугают, не станут к нему домогаться, не сделают непристойного предложения. Даже если ребенок пройдет на главную роль, фильм может провалиться в прокате, а успех в одном фильме вовсе не гарантирует новых приглашений на съемки.
Связывать жизнь ребенка с кино имеет смысл в двух случаях.
Первый: ребенок прекрасно понимает ненадежность своего «звездного» положения и не относится к актерской работе всерьёз. Съемки для него – возможность немного подзаработать и поразвлечься.
Второй: ребенок с ранних лет настроен на профессиональную актерскую карьеру, выбрал её самостоятельно и сознательно, а специалисты в один голос твердят, что у мальчика или девочки большой талант.
В этом случае к съемочному процессу, общему и актерскому образованию надо подходить особенно бережно. Необходимо следить, чтобы ребенка не перегружали, не обижали, не связываться с сомнительными проектами, контролировать учебу в школе, оставлять время для отдыха и детских забав, предостерегать от «звездной болезни». Возможно, придется, как поступали родители многих юных актеров, на десять-двенадцать лет полностью посвятить себя творческому пути одаренного малыша. Только тогда однажды вы проснетесь папой и мамой настоящей звезды.
Инф.km.ru