На пятничной коллегии Минфина и Минэкономразвития один из лучших экономистов, председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин заявил, что пора заканчивать с антикризисной поддержкой реального сектора. На это заявление Премьер Владимир Путин удивился. По всей видимости, аппарат правительства таких предложений не выдвигал. Поддержка нефинансового сектора увеличивает спрос на импорт, но тут уж ничего не поделаешь, ответил премьер.
На самом деле поддержка реального сектора - это не только прямое выделение средств из бюджета. Это еще и налоговые льготы. Премьер об этом, судя по газетным пересказам, забыл. Самую мощную антикризисную поддержку - причем первыми - получили из бюджета российские нефтяники. Вот с ней точно пора заканчивать, пишет newsland.ru.
Налоговые льготы для нефтяников правительство ввело в разгар кризиса, в конце 2008-го. Они должны были скрасить компаниям снижение цены нефти и прекращение доступа к дешевым кредитам. Были снижены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), экспортные пошлины, налог на добычу, ускорена амортизация, снижен налог на прибыль. Но нефть достаточно быстро подорожала, и особых трудностей с погашением долга у нефтяников не возникло. Помогла нефтяникам и девальвация рубля.
Теперь нефть снова стоит дорого. Средняя цена Urals в I квартале этого года - $75,3. Но даже год назад при средней цене барреля в $44 в уместности льгот были большие сомнения. До кризиса, когда лидерами в добычи нефти были частные компании, налоговая нагрузка на нефтянку была сконструирована так: НДПИ и экспортные пошлины шли вверх при цене нефти выше $16 и $27 за баррель соответственно. До этого уровня, при совсем низких ценах, нагрузка была минимальной. Если при цене нефти в $44 ее добыча и экспорт нерентабельны, значит что-то не так с издержками на транспортировку сырья и прочими расходами.
Что дают нефтяникам налоговые льготы, прекрасно видно из опубликованной вчера отчетности «Роснефти» по US GAAP за I квартал (см. таблицу). Прибыль госкомпании выросла до самого высокого уровня за последние полтора года - с начала кризиса.
Кроме общих для всех нефтяников льгот, «Роснефть» пользуется специальными льготами при добыче нефти в Восточной Сибири. Минфин пытался их отменить, но результатом внутриправительственного спора стало продление льгот как минимум до конца года. Из приведенных показателей очевидно, что, несмотря на рост расходов и налогов, нефтяники при нынешних ценах чувствуют себя весьма неплохо и никакой нужды в продлении льгот нет.
Пожертвовав нефтяными налогами, российский бюджет попал в достаточно плачевное положение. Пришлось упразднить разделение доходов на нефтяные и прочие. Цена нефти, при которой бюджет-2010 можно было бы свести без дефицита, достигла, по оценке министра финансов Алексея Кудрина, $95. Пять лет назад эта цифра была ниже в 3,5 раза, что говорит о гигантской неудаче нашей бюджетной политики.
Стоит нефти подешеветь, как страна очень быстро наберет долги. Это очень несвоевременно. Впереди большие расходы, а займы в ближайшие годы, скорее всего, будут только дорожать. Ведь Греция - только начало кризиса суверенного долга. Бюджетные проектировки развитых стран Европы и США показывают, что он может затянуться на несколько лет. Россия вошла в этот кризис в очень благоприятной ситуации: госдолг крайне низок. Но это временно.
Возвращение нефтяных налогов на докризисный уровень позволило бы избежать давно запланированной на 2011 год и очень вредной меры - повышения налоговой нагрузки на оплату труда. Этот шаг будет сильно сдерживать послекризисное восстановление экономики и осложнит ее модернизацию. Нагрузка на оплату труда особенно высока в секторе услуг. Но всему сервисному сектору едва ли удастся записаться в «инновационные компании», которые увеличения нагрузки не почувствуют.
E-NEWS