Многие аналитики считают, что визит КАРИМОВА связан в первую очередь не с энергетическими интересами Пекина, а продиктован политическими мотивами. Ранее Китай заявил, что поддерживает применение президентом КАРИМОВЫМ силы против "сил сепаратизма, терроризма и экстремизма". По сути, КНР оказалась единственной страной, которая целиком и полностью поддержала силовые методы узбекского руководства по подавлению мятежа в Андижанской области.
Накануне визита КАРИМОВА в Пекин официальный представитель МИД КНР Кун ЦЮАНЬ заявил, что "последние события в Узбекистане являются его внутренним делом, но мы поддерживаем усилия по борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом". В Пекине считают, что на территории Узбекистана окопались исламские фундаменталисты, связанные с уйгурскими сепаратистами. Узкая полоса киргизской территории, отделяющей КНР от Узбекистана, по оценкам китайских экспертов, не является непреодолимым препятствием для исламистов. Поэтому в КНР заинтересованы в том, чтобы власти Узбекистана покончили с исламистами.
В то же время Китай не заинтересован в том, чтобы американские военные базы, появившиеся в Узбекистане после событий 11 сентября 2001 года, оставались там надолго. В Пекине опасаются, что беспорядки в Узбекистане или любой другой стране региона станут поводом для усиления военного присутствия США в этом регионе, граничащем с КНР.
Информирует УНИАН