Большинство продуктов, попадающих к нам на стол, не соответствуют стандартам качества, а часть из них может быть опасна для здоровья, сообщает Деловая газета «Взгляд».
Нашу безопасность не гарантирует ни известный бренд, ни покупка товаров в крупных супермаркетах, ни целая упаковка и действительный срок годности.
Об этом заявили на пресс-конференции 14 марта президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александр Баранов и директор ОАГБ Елена Шаройкина. Об этом же ассоциация написала в открытом письме на имя первого вице-премьера Дмитрия Медведева.
Пресс-конференция накануне Дня защиты прав потребителя, отмечающегося 15 марта, была посвящена очередному исследованию, проведенному ОАГБ. Ассоциация исследовала в независимых лабораториях наиболее популярные виды сгущенного молока и мясо, купленное на столичных рынках «Выхино» и «Черемушкинский».
Все 8 образцов мяса были признаны не соответствующими санитарным нормам, а в одном куске свиной вырезки была обнаружена сальмонелла. Не лучше обстоят дела и со сгущенкой. 80% образцов оказались некондиционной продукцией.
Как утверждает источник, наименьшее зло – преобладание в продуктах одних невредных, но более дешевых веществ над другими невредными, но более дорогими. Этим, как правило, грешат производители мясных изделий, подменяя белки жирами и удешевляя тем самым себестоимость продукции, «забывая» поставить об этом в известность покупателя.
Из 12 видов сгущенного молока с сахаром этой подменой отличились пять. Использование растительного жира не было отмечено на этикетке, зато хорошо обнаруживалось в содержимом банок сгущенного молока на фруктозе ЗАО «Белок», молока цельного сгущенного с сахаром «Главпродукт» ЗАО «Верховский молочно-консервный завод», молоке сгущенном с сахаром «Перекресток» ЗАО «Алексеевский молочно-консервный комбинат», цельном молоке сгущенном с сахаром «Молочная страна» ООО «Конкорд» и цельном молоке сгущенном с сахаром ОАО «Белморпродукт».
Пять видов сгущенного молока были признаны опасными для здоровья за счет наличия в них болезнетворных бактерий. В сгущенке ЗАО «Белок» были найдены кишечные палочки, спорообразующие термофильные микроорганизмы и плесень. Кишечные палочки были найдены и в сгущенном молоке с сахаром «Веселый молочник» ООО «Аннинское молоко».
Сгущенка «Главпродукт» содержит не только не заявленные растительные жиры, но и ту же кишечную палочку плюс возбудителей ботулизма.
Сгущенное молоко «Домик в деревне» ОАО «Глубокский молочно-консервный комбинат» и «Вологодское лето» ОАО «Сухонский молочный комбинат» содержит повышенное количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов.
Специалисты ОАГБ отдельно пояснили, что токсин ботулизма вызывает болезнь, которая может привести к параличу дыхательной мускулатуры, потере зрения и летальному исходу. Не менее опасны и бактерии группы кишечных палочек, попадающих в продукты из-за несоблюдения санитарных норм, – проще говоря, те, кто соприкасался с продуктами, не мыли руки после посещения туалета. Эти бактерии приводят к сбоям в работе желудочно-кишечного тракта, накоплению токсичных веществ, пагубному воздействию на иммунную и выделительную системы. А у маленьких детей заражение кишечной палочкой может привести к смертельному исходу.
В свете этой информации Александр Баранов специально обратил внимание журналистов, что на этот раз исследовался продукт, основным потребителем которого как раз являются дети.
Поэтому ОАГБ решила привлечь к проблеме максимальное внимание и направила открытое обращение в адрес первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева. Ассоциация просит чиновника «уделить в процессе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» особое внимание вопросам контроля за продовольственным рынком, и в первую очередь продуктов, употребляемых детьми».
ОАГБ регулярно участвует в судах, инициированных производителями, чьи товары были признаны экспертами не соответствующими стандартам качества. И так же регулярно их выигрывает. Наиболее громкий и характерный пример – полугодовая судебная тяжба с мировым брендом Nestle. В 2004 году Ассоциация генетической безопасности обнаружила, что в детском питании этой компании содержатся генетически модифицированные организмы (ГМО), однако этикетка не информировала об этом покупателей.
Кормить или нет своих детей генно-модифицированными продуктами – личный выбор каждого родителя. Однако производитель обязан предоставить родителям такой выбор и сообщить, что при изготовлении этой продукции были использованы ГМО, считают в ассоциации. В Nestle считали иначе. Как только ОАГБ предала огласке результаты своих исследований, западная компания обратилась с иском в суд, не вступая ни в какие переговоры с ассоциацией, не запрашивая протокола контрольной закупки и не интересуясь деталями экспертизы. Спустя почти полгода юристы ОАГБ смогли доказать в суде свою правоту и дело было выиграно.
Победой закончился и эпизод с проверкой качества йогуртов, представленных в российской торговой сети. В то время по центральным телеканалам шла массированная реклама йогурта «Кампина», который, по данным экспертизы, вовсе не являлся йогуртом из-за отсутствия в нем живых бактерий - болгарских палочек. По всем стандартам продукт ООО «Кампина» мог называться разве что йогуртовым продуктом, от которого не требуется наличие в его составе полезных бактерий. ОАГБ направила традиционные письма в прокуратуру, которая приняла дело к рассмотрению. В результате дискредитировавшая себя компания получила предписание о ненадлежащей рекламе и штраф за нарушение законодательных норм.
Как отмечает источник, не все производители встречают деятельность Общенациональной ассоциации генетической безопасности в штыки. Буквально перед пресс-конференцией, по словам Александра Баранова, ему позвонил директор компании «Веселый молочник», чья сгущенка оказалась в числе опасных для здоровья продуктов. Позвонил не для того, чтобы предупредить о готовящемся иске о защите чести и достоинства, а чтобы разобраться в проблеме по существу. Это уже является прогрессом в общении с производителями, и если они начнут добровольно снимать с продажи проштрафившиеся продукты и более пристально следить за их качеством, миссия ОАГБ будет близка к выполнению.
Пока же производители с трудом идут на контакт, воспринимая ассоциацию или как угрозу своему бизнесу, или как способ маркетингового продвижения своего продукта.
Еще год назад ОАГБ предложила участникам рынка добровольную сертификацию биологически безопасных продуктов. Технология получения этого сертификата была проста: компании приносят экспертам ассоциации образцы своих товаров, которые проходят независимую экспертизу, и, если ее результаты удовлетворяют требованиям всех нормативов, исследуемый продукт отмечается знаком доверия ОАГБ.
«Десятки компаний захотели участвовать в этой акции, – рассказывает Елена Шаройкина. – И ни одна из них не согласилась подписать специальный договор, споткнувшись о пункт, предупреждающий, что ОАГБ будет регулярно проводить контрольные закупки отмеченных товаров, дабы гарантировать потребителям, что товар по-прежнему остается качественным и безопасным».
Никто из производителей не согласился на постоянный контроль за их работой, что говорит само за себя. «На сегодняшний день производители не готовы к открытости перед потребителями», – констатирует Елена Шаройкина, признавая, что идея добровольной сертификации оказалась утопией.
Тем не менее ассоциация рассчитывает, что и в сознании производителей, и в сознании потребителей произойдут качественные изменения. Для этого необходимо, чтобы информация о продуктах, не соответствующих стандартам качества, была широко доступна всем интересующимся, чтобы власти поддержали идею более строго контроля за продуктами питания, а покупатели начали больше заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей.
E-NEWS