Российские чеченцы больше не хотят быть пешками в руках Бориса Березовского: представитель чеченской диаспоры обвиняет «лондонского сидельца» в подстрекательстве к терроризму, заказным убийствам и продаже оружия массового поражения.
Когда осенью 1999 года в Москве и Волгодонске взрывали дома, гибли люди, Борис Абрамович Березовский ещё находился на территории России. Через несколько месяцев он уехал из страны и уже больше не возвращался.
А спустя два года при его непосредственном участии была написана книга «ФСБ взрывает Россию» и снят фильм «Покушение на Россию», где в организации взрывов обвиняется ФСБ. Несмотря на то что читателей и зрителей – и российских, и западных, - в своём абсолютном большинстве так и не удалось убедить в виновности российских спецслужб, Березовский со товарищи знали, о чём они говорят: подрыв авторитета (в прямом и переносном смысле) своего противника был поставлен на профессиональную основу.
С тех пор как Борис Абрамович был вежливо, но решительно отодвинут от рычагов управления Россией, а, говоря о нём, к слову «олигарх» непременно добавляли приставку «беглый», имя бывшего «серого кардинала» Кремля неизменно всплывает там, где готовятся или уже случились какие-либо провокации.
Прямых доказательств вины Березовского в организации взрывов нет, однако нельзя не признать того, что война в Чечне более всего была нужна именно Березовскому. Есть и свидетели, которые указывают, что Березовский всеми силами старался поддержать конфликт между чеченцами и Россией. При этом одинаково ненавистны ему были и те, и другие.
Несколько дней назад в газете «Чеченское общество», издаваемой «Институтом общественного развития», который никак нельзя отнести к прокремлёвским проектам (скорее, даже наоборот), было опубликовано письмо некоего Захара, которое проливало свет на связь между Борисом Березовским и чеченскими сепаратистами.
Предыстория письма такова. 24 октября 2004 года Борис Березовский во всеуслышание заявил о том, что предотвратил теракт, готовящийся чеченскими сепаратистами. В интервью информационному агентству The Associated Press Борис Абрамович рассказал о том, что к нему обратился человек, представившийся Захаром, и предложил за 3 миллиона долларов купить переносное ядерное устройство. И тут Березовский вдруг неожиданно проявился как профессиональный разведчик, истинный патриот России и вообще миротворец. Он не только организовал встречу с потенциальным продавцом и записал всё на плёнку, но и поделился этой информацией с ЦРУ США и главой ФСБ России Николаем Патрушевым. «Судя по всему, они обратились ко мне, полагая, что я являюсь противником президента Владимира Путина и что их предложение, безусловно, должно заинтересовать меня, – рассказывал тогда Б. Березовский. Он также предположил, что Захар связан с лидером чеченских сепаратистов Асланом Масхадовым.
Как оказалось, Березовский почти ничего не выдумал. Представители Бориса Абрамовича действительно встречались с человеком по имени Захар, речь на самом деле шла о продаже некоего мощного оружия, но только в роли продавца был не Захар, а Борис Березовский.
«Меня зовут Захар. Пишу вам, потому что хочу не только защитить свое имя от клеветы и нападок, но и предупредить правительство ЧРИ о той опасности, которая угрожает сегодня чеченскому народу. Проживающий в Лондоне миллиардер Борис Березовский развернул против меня в средствах массовой информации компанию дискредитации и клеветы, стремясь представить меня в образе опасного террориста, обладающего возможностью доступа к ядерной бомбе», - так начинается письмо того самого «чеченского сепаратиста». Захар рассказывает, что та встреча была вовсе не первой и он был знаком с Борисом Березовским. «При одной из моих встреч с господином Березовским в 2000 году во Франции Березовский заявил, что до тех пор, пока он - Березовский - живой, он никогда не согласится с тем, чтобы Чечня была независимым государством», - пишет автор письма.
Неизвестно, чем бы кончился разговор в парижском отеле «Бристоль», не сделай Березовский через своих представителей ещё одно предложение. «Человек Березовского от его имени предлагает мне сделать очень плохие вещи, речь идет о конкретных лицах, с кем я должен "разобраться. В их числе миллиардер Роман Абрамович и приближенное лицо самого Березовского -Демьян Кудрявцев по кличке «Дёма», - рассказывает Захар. - Человек Березовского обещал мне, что если я «разберусь» с этими людьми и сделаю кое-что другое, то это будет на пользу чеченскому народу. По поводу Романа Абрамовича у меня возник вопрос и я задал его представителю Березовского. Я спросил: «Какое отношение имеет Абрамович к чеченской проблеме?» На что он мне ответил, что Роман Абрамович финансирует войну в Чечне со сторону России. Я понял, что затевается грязная игра, и принял это предложение, опасаясь, что они найдут других людей для осуществления своего замысла и по обычному сценарию, когда будет выполнена «работа», объявят чеченцев террористами или сдадут их в нужный момент и получат новые рычаги влияния и давления на определенных лиц», - пишет Захар.
Но, похоже, что «неудобные» вопросы не понравились Борису Абрамовичу, и он решил не только не продолжать переговоры, но и сделать из Захара козла отпущения. Сделал он это, правда, не сразу, а лишь спустя два года. Судя по всему, Захар был не единственным, кому Березовский сделал это предложение, и эта история никогда бы не вышла наружу, если бы не участившиеся разговоры об имеющимся у чеченских боевиков бактериологическом оружии, которое было любезно предоставлено Борисом Березовским.
Однако вряд ли продажа Березовским имеющегося у него арсенала состоялась, видимо, дело застопорилось на стадии переговоров. Видимо, подробности этих переговоров вышли за пределы особого круга, а Борису Березовскому совсем не улыбалось счастье попасть под подозрение американских и европейских спецслужб. Поэтому и вспомнилась встреча с Захаром, весь ход которой острожный олигарх записывал на плёнку. Надо признать, что манёвр удался. Точнее, удался, если бы не одно обстоятельство. Старый знакомый Березовского, инстинктивно подозревая подвох, также записывал подробности переговоров на диктофон. И ему также, поскольку он живёт в Европе, не нужны неприятности с правоохранительными органами, которые стали «проявлять к нему нездоровый интерес». В итоге, Захар 8 сентября 2005 подал документы и заявления в Европейский суд по правам человека в Страсбурге и ищет возможность для возбуждения дела против Березовского в Лондонском суде.
«Сегодня я уверен, что Борис Березовский может отдать команду на применение ядерной бомбы... и затем спишет все на чеченцев, и сделает он это тогда, когда будет нужно ему или его компаньонам в Москве», - считает Захар. Последние же события в России только играют на руку Борису Березовскому. Ультранационалистические призывы лидера партии «Родина» Дмитрия Рогозина о выселении нелегальных мигрантов из Москвы, которые совершают большую часть преступлений (в первую очередь, это относилось как раз к жителям Северного Кавказа), предопределяют не только отношение русскоязычного населения к чеченцам, дагестанцам и т.д., но и вызывают ответную реакцию со стороны, как выражаются некоторые «патриоты», «инородцев». Не исключено, что в этой ситуации желающих приобрести «ядерный чемоданчик» станет больше и Березовскому не придётся самому искать исполнителей для реализации своих планов. И слова находящегося в Великобритании эмиссара чеченских сепаратистов Ахмеда Закаева, заявившего, что нападение на Нальчик является первым успехом боевиков в рамках новой кампании по обретению Ичкерии независимости от России, возможно как раз и является логическим продолжением всей этой истории.
Ростислав Гранин, Vlasti.NET