• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ
  • RSS feed
  • Стратегическая проблема Японии
    Опубликовано: 2005-10-27 11:53:00
    В Японии царит пессимизм по поводу предстоящего в ноябре визита в Токио президента России Владимира Путина, первого за пять лет. Надежды японцев на компромисс по поводу Курильских островов и прямого трубопровода с сибирской нефтью сходят на нет.
     
    Это происходит в контексте фундаментальных геополитических сдвигов в регионе, где Япония укрепляет стратегические связи с США, пытаясь приспособиться к экономическому подъему Китая, тогда как Россия и Китай укрепляют свои стратегические отношения.
     
    Когда-то Японию подтолкнуло к сближению с США свидетельство ее уязвимости, когда в 1998 году Северная Корея испытала над Токио баллистическую ракету Taepodong. Сейчас ее не меньше потрясли летние российско-китайские маневры в Тихом океане вблизи Владивостока.
     
    Путин приезжает 20 ноября для переговоров с премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми, и чиновники уже согласовали проект того, что выглядит маловыразительным документом об экономических, торговых и культурных связях, а также декларации о будущем двусторонних отношений, которая полна добрых намерений и благодушных шаблонов.
     
    Суровая реальность такова, что Путин уже похоронил главную надежду, которую японцы связывали с переговорами – соглашение о возвращении четырех Курильских островов, расположенных к северо-востоку от Хоккайдо, которые Россия оккупирует с 1945 года и считает военным трофеем.
     
    Путин заявил, что острова находятся под российским суверенитетом, и следовательно, спорить не о чем.
     
    Спикер Государственной думы Борис Грызлов высказался еще откровеннее, заявив, что Япония потеряла острова в наказание за агрессию против соседних государств.
     
    Японские власти смиренно разводят руками, сознавая, что высокие цены на нефть и газ повышают уверенность России в себе и ее напористость в международных делах. На этой неделе газета Yomiuri Shimbun процитировала чиновника японского МИДа, заявившего:
    "Рост нефтяных цен укрепляет российскую экономику, так как Россия экспортирует много нефти. Она не торопится урегулировать территориальные споры ради того, чтобы получить от Токио финансовую помощь".
     
    Надежды Токио на то, что стабильное российское правительство на втором сроке Путина будет чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы вести переговоры о Курилах, не оправдались.
     
    "Наши расчеты были неправильными. На деле происходит нечто прямо противоположное", – заявил Yomiuri тот же источник в МИДе.
     
    Большие надежды в Токио связывали со строительством трубопровода для экспорта нефти из Восточной Сибири. Есть два возможных маршрута: на тихоокеанское побережье в Находке, который бы обслуживал Японию, и трубопровод в Китай через Дацин. Китай добивается строительства своей трассы, напоминая об укреплении китайско-российских стратегических отношений, продемонстрированном в августе, когда Китай и Россия впервые провели совместные военные учения во Владивостоке. Это не прибавляет японцам оптимизма.
     
    "Мы пытаемся убедить Россию в том, что тихоокеанская трасса должна стать приоритетной. Но что будет, мы не знаем", – заявил на этой неделе Yomiuri источник в Агентстве по природным ресурсам и топливу.
     
    Озабоченность Японии по поводу Китая и ее пессимизм в отношении позитивных результатов визита Путина подтолкнули Коидзуми к решению об укреплении отношений с американским союзником. Впервые со времен Второй мировой войны Коидзуми развернул японские войска для тылового обеспечения и миротворческой поддержки американских военных операций в Афганистане и Ираке. Наряду с финансовой поддержкой он также наращивает техническое сотрудничество в рамках американской программы противоракетной обороны.
     
    Японцы действуют почти в полном соответствии с рекомендациями доклада, написанного в 2000 году Ричардом Армитиджем, заместителем госсекретаря в первой администрации Буша, который предлагал трансформировать американо-японский альянс в более тесный по аналогии с англо-американским альянсом. Для этого, писал Армитидж, Япония должна стать полноценным военным союзником, способным осуществлять право на коллективную самооборону.
     
    Это подразумевало внесение поправок в пацифистские статьи японской конституции, проект которой был написал генералом Дугласом Макартуром в годы послевоенной оккупации Японии. В июле нынешнего года Либерально-демократическая партия Коидзуми предложила проект поправок к конституции, призывая к отмене пункта 2 статьи 9, запрещающего Японии иметь вооруженные силы. Поправку должен одобрить общенациональный референдум. Дебаты по этому поводу обещают быть жаркими и язвительными, они будут в разгаре во время визита Путина, и российскому лидеру будет ясен их смысл: Япония готовится вновь стать ведущей военной державой, но в обозримом будущем – в качестве американского союзника, а не самодостаточной великой азиатской державы.
     
    Японские чиновники и эксперты по внешней политике с удовольствием вспоминают доклад Армитиджа, отмечая, что повышение боеспособности Японии следует считать тихоокеанским аналогом альянса США и Британии.
     
    "Япония – островное государство. До тех пор пока Япония является союзницей англо-американского мира, доминирующего в океанах, она может говорить о национальной безопасности", – утверждает посол Хисахико Оказаки в эссе, написанном во время научной работы в аналитическом центре Yomiuri Research Institute. Оказаки был послом Японии в Саудовской Аравии и Таиланде.
     
    "Возможно, лучшим вариантом для США является альянс с Британией в Атлантическом океане и с Японией в Тихом океане и отношения с континентальными государствами, аналогичные политике, которую применяла Британия, обеспечивая баланс сил в XIX веке. Последние сто лет доказали ее разумность, – пишет Оказаки. – Если это осуществится, мир в Азии и во всем мире будет гарантирован на много десятилетий, а может быть, и на весь XXI век".
     
    Оказаки, ведущий представитель японского внешнеполитического истеблишмента, не обольщается по поводу дружбы с Америкой. Он отмечает, что "пока нет конкретных ответов на вопрос, может ли наша страна в отдаленном будущем вверить свою судьбу американо-японскому альянсу".
     
    Проблема сводится к тому, подчеркивает он, "велика ли ценность альянса в глазах США? Возможно, США, единственная сверхдержава, могут обеспечить себе безопасность, процветание и свободу без каких-либо альянсов, включая альянс с Японией. Япония с геополитической точки зрения полезна для США как форт или хотя бы как буфер между ними и Россией и Китаем, континентальными державами, которые потенциально являются более внушительными, чем Япония".
     
    Короче говоря, японцы совершают фундаментальный стратегический сдвиг, но они не уверены, что следует класть все яйца в американскую корзину, которая может оказаться непрочной. Но поскольку Китай энергично возмущается ролью Японии до 1945 года, а Россия отказывается пересмотреть статус Курил, Токио вынужден признать, что живет в нестабильном окружении и практически не имеет альтернативы альянсу с Америкой.
     
    Мартин Уолкер, Inopressa


    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с ELCOMART.COM активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Торгово-промышленные новости ELCOMART.COM" обязательна.



    info@elcomart.com
    При использовании материалов сайта в электронном виде активная ссылка на elcomart.com обязательна.