Вчера многие площади Москвы были зарезервированы под проведение различного рода массовых мероприятий, однако наибольший интерес вызвала одна из многочисленных акций, проводившаяся в самом центре столицы, на Тверской – антифашистский пикет, который ввиду несанкционированности был разогнан ОМОНом, в результате чего ближайшие "обезьянники" оказались заполненными под завязку. В качестве организаторов мероприятия выступали "Объединенный гражданский фронт", движения "Антифа" и "Оборона", солдатские матери, СПС, "Яблоко", "зеленые", Хельсинкская группа, другие правозащитные и общественные организации.
История организации этого пикета не то чтобы покрыта завесой тайны, но непонятных моментов предостаточно. Сначала инициаторы акции планировали провести целое шествие от Белорусского вокзала до Тверской, но московские власти вроде бы его запретили, чем вызвали резкие ответные заявления. В потакании фашизму обвинили все городское начальство, что, без сомнения, является полной чушью, если вспомнить, сколько в свое время сделал тот же Юрий Лужков для того, чтобы на корню извести "Русское национальное единство", более известное как "баркашовцы". Когда власти узнали, что они не любят антифашистов, то очень удивились. Пресс-секретарь мэра объяснил, что запрета на акцию в полном смысле не было. Организаторам не разрешили именно шествие, но однозначно санкционировали митинг на площади у Белорусского вокзала. Причиной отказа в выдаче разрешения на шествие стали опасения, что автомобильное движение в Москве будет парализовано, поскольку одновременно заявки на проведение подобных мероприятий по одному и тому же маршруту подали несколько организаций. Площадь у памятника Юрию Долгорукому антифашистам тоже не отдали, поскольку она не в состоянии вместить заявленное число участников, ведь речь шла о тысячах людей, ввиду чего тоже пришлось бы перекрывать движение в центре города, как и при шествии. Однако место настолько приглянусь организаторам, что, просим прощения за каламбур, пикет был организован в пику властям – притом что площадь у Белорусского вокзала была к разрешенному митингу подготовлена, милиция для охраны стояла наготове, а ограждения припасены.
На протяжении небольшого отрезка времени сильно разнились и оценки предполагаемого числа участников. Сначала прошла информация, что число сторонников может достигнуть нескольких тысяч, потом цифра плавно снизилась до 250-300 человек, а после окончания акции разные источники и вовсе говорили о 80-150 пикетчиках. При этом ГУВД уверяло, что собралась в основном молодежь, однако другие ссылались на присутствие лиц пожилого возраста.
В общем, в Москве прошло не то шествие, не то митинг, не то пикет, на котором собралось то ли несколько тысяч, то ли 80 человек, вроде молодых, а вроде как и старых... Ясно только, что при неоспоримой правильности идеи и несомненности использованных лозунгов мероприятие получилось не очень представительным. С самого начала было понятно, что суть акции не только в антифашизме, но и в обострившемся противостоянии различных политических сил во время предвыборной кампании по выборам депутатов Мосгордумы. Демократы, решившие избрать антифашизм одним из своих знамен, сделали попытку вернуться к старым временам, когда митинги с участием Ельцина собирали море народа. Попытка явно не удалась: каким бы ни было истинное число участников, понятно, что до успехов былых времен нынешним демократам – как до Луны. Вполне возможно, что решение проводить не митинг, а пикет, и было принято именно потому, что митинг подразумевает полную площадь, а разве ее заполнишь даже полутора сотнями человек? Неактивен нынче и так немногочисленный демократический электорат, и не помогает он демократическим партиям пройти проверку на поддержку. Может, не считает нужным, а может, переметнулся к кому другому ввиду плавной трансформации правых партий из того, что было, в то, что стало. Проба сил перед выборами прошла в лучшем случае на "тройку". При работе над ошибками демократам следует учесть две вещи: не наезжать без повода на столичные власти и вдумчивей подходить к вопросам организации массовых мероприятий. Первое выглядит как необоснованные обвинения, не красящие тех, кто из выдвигает, а нынешний уровень организации позволяет политическим конкурентам вообще не напрягаться, планируя какие-то контрдействия или устраивая провокации. В общем, все, что можно было испортить, испорчено, хотя задумка была вполне жизнеспособная.
Несколько видных участников пикета, включая Евгению Альбац, Машу Гайдар, сопредседателей "Объединенного гражданского фронта" и других, тоже попали в кутузку вместе с еще тремя десятками задержанных, однако вскоре всех, разумеется, выпустили, как обычно это в таких случаях и бывает. Ходили даже слухи, что среди задержанных оказался демократический кандидат в депутаты Госдумы Виктор Шендерович, однако сам он вскоре подобную информацию опроверг, сказав, что был в это время на встречах с избирателями. Примерещилось кому-то в неразберихе... Лидеров всенародно известных политических сил, принимавших участие в организации пикета, в омоновских автобусах тоже не оказалось, хотя только что они были на виду. Как у нас водится, пострадали преимущественно их сторонники из числа людей попроще. Из стана демократов звучали заявления, о том, что Никиту Белых из СПС и Сергея Митрохина из "Яблока" удалось отбить, однако никто не пояснил, каким образом несколько пикетчиков (то ли сильно молодых, то ли сильно пожилых, если не сказать старых) могут оказать серьезное сопротивление спецподразделению милиции.
Валентина Самарина, УТРО.ru