- Почему вы решили перейти из Народной партии в Партию регионов?
- Мои мотивы просты. Народная партия образовалась путем трансформации из Аграрной, поэтому сельская составляющая остается доминирующей в ее идеологии. Я же - городской житель, избранный по мажоритарному округу в Харькове. И поэтому мне ближе идеология Партии регионов.
Кроме того, в основе политической доктрины НПУ - принципы взвешенности, спокойствия, стабильности. Я же считаю, что стабилизировать нужно успех, а не неудачи. То, что сегодня наблюдается в экономике Украины, нельзя развить или стабилизировать. Идеология Партии регионов, которая направлена на восстановление экономики Украины, преодоление негативных тенденций, меня привлекает больше, чем желание "заморозить" неудачи.
Принцип, зафиксированный в программе партии, что 60% бюджетных средств должны оставаться в регионе, был предусмотрен и в моей избирательной программе 2002 года. И реализовать его я смогу в составе Партии регионов.
- Как вы оцениваете шансы Партии регионов на предстоящих выборах?
- Шансы - высокие. Я не хотел бы говорить о конкретных процентах, поскольку они пока что носят весьма условный характер.
- Можно ли сегодня прогнозировать, на базе каких политических сил будет сформирована коалиция в будущем парламенте?
- Чтобы понять, каким образом будет формироваться парламентская коалиция, необходимо, чтобы сначала прошли выборы, и стало понятно, какие политические силы будут доминировать в парламенте. Сегодня можно определить основных "игроков" на политической арене, но кто сколько наберет голосов избирателей, пока что сказать сложно. А, тем более, говорить о коалиции...
Даже те декларации и другие документы, которые сегодня обсуждают НСНУ и БЮТ по будущей коалиции, - это всего лишь заявления. Как правило, в процессе выборов все меняется.
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Конституцию, с момента избрания нового парламента должно пройти 30 дней до формирования коалиции. Именно этот срок (после которого Президент вправе распустить парламент) и будет катализатором возможных альянсов.
В политике нет слова "невозможно". Это подтвердили и последние выборы в Германии, где была сформирована "большая коалиция" из ранее абсолютно непримиримых оппонентов, которые объединились во имя будущего страны.
- То есть Партия регионов изначально не отвергает ни одного из возможных альянсов в будущей ВР?
- Это некорректный вопрос, - отвергать нужно не союзы с кем бы то ни было, а те политические силы, с которыми есть принципиальные идеологические разногласия. Но, давайте, сравним программы всех политических сил в парламенте, - по сути, между ними нет отличий. Поэтому создание блоков и коалиции будет находиться исключительно в плоскости персональных договоренностей. Что же касается Партии регионов, то соответствующее решение будет приниматься коллегиальным путем на партийном съезде.
- Будет ли Виктор Янукович кандидатом от Партии регионов на пост премьер-министра?
- Наверное, будет, но окончательное решение примет съезд.
- Сегодня часто высказывается мнение, что это будут выборы не столько парламентские, сколько, де-факто, премьерские...
- Я исхожу из того, что выборы будут все-таки парламентские, а относительно кандидатуры премьера определится съезд партии уже после формирования коалиции.
- Станет ли стержнем избирательной кампании Партии регионов высокий персональный рейтинг Виктора Януковича?
- Я убежден, что рейтинг Януковича как лидера партии обязательно будет использован во время кампании.
- Переходя к актуальным экономическим вопросам, хочется спросить следующее. На прошлой сессии всем народным депутатам от имени Кабмина раздали сборник с расчетами последствий вступления Украины в ВТО, сделанными Верой Нанивской, Игорем Бураковским и Ко на грант Мирового Банка, на основе математической модели, описывающей мировую экономику в 2001 году. Скажите, кроме этой откровенной "филькиной грамоты" предоставило ли правительство Верховной Раде еще какую-то информацию?
- К сожалению, никаких других данных мы не получили. Нам также не предоставили ни единого отраслевого прогноза. Мы не получили ответа на вопрос: что ждет Украину в случае вступления в ВТО в этом году или годом-двумя позже, нам не рассказали даже, на каких условиях мы вступаем в эту организацию.
- Ознакомлены ли депутаты с документами, которые подписала украинская делегация с ЕС, - какие обязательства взял на себя Киев перед Брюсселем ради вступления в ВТО?
- В официальном порядке эти документы в парламент не поступали.
- Это является нарушением со стороны исполнительной власти?
- Это не нарушение, а свидетельство неэтичного отношения к ВР со стороны Кабинета Министров, который, фактически, нас шантажирует, когда вносит законопроекты относительно ВТО без какой-либо мотивации и анализа, требуя их немедленно принять.
- Планируется ли проведение Дня правительства в ВР на тему вступления в ВТО?
- Пока повесткой дня это не предусмотрено.
- Значит и депутатов тоже не очень интересует вопрос интеграции Украины в ВТО?
- Представлять аргументы должна сторона, которая является инициатором. Пока что правительство к этому не стремится. Поэтому и я, со своей стороны, тоже не буду голосовать за правительственные законопроекты.
Кроме того, у меня есть свое мнение относительно вступления Украины в ВТО. Я считаю, что вступать во Всемирную торговую организацию в этом году для Украины абсолютно невыгодно с точки зрения национальных интересов, защиты собственного рынка. Мы откроем свой рынок, а своей конкурентоспособной продукции для выхода на внешние рынки у нас нет. Поэтому нам нечего предложить на мировом рынке.
Поэтому, на нынешнем этапе, не имея конкурентоспособной экономики, вступать в ВТО бессмысленно.
- Какие отрасли украинской экономики, на ваш взгляд, наиболее пострадают от вступления в ВТО?
- Пищевая промышленность, сельское хозяйство, различные виды машиностроения.
- А какие отрасли окажутся в выигрыше?
- Теоретически, в выгодном положении может оказаться химическая промышленность. Но, в том случае, если мы получим доступ на рынки США и Европы, и против нашей продукции не будут применяться допустимые в рамках ВТО антидемпинговые расследования относительно субсидируемого импорта.
В целом же, я думаю, что украинская экономика проиграет с точки зрения экспортно-импортного сальдо. Мы получим новые рынки, но одновременно потеряем традиционные, - Китай и страны Юго-Восточной Азии.
- Что вы думаете относительно интеграции в ЕЭП?
- В таком виде, как нам было предложено: ЕЭП с наднациональным органом, который имеет приоритет по отношению к нормативно-правовым актам государств, противоречит не только украинской Конституции, но и российской, и белорусской.
Если же говорить об экономике, то создание зоны свободной торговли безусловно перспективно для Украины, поскольку Россия является - тот рынок, на котором наша продукция является конкурентной. Российский платежеспособный спрос, разумеется, намного ниже чем, чем в ЕС, но соотношение цена - качество у нас вполне конкурентоспособное. То же самое можно сказать и о рынке Казахстана, который также представляет большой интерес, - там оборачивается огромное количество свободных денег, получаемых от продажи нефти.
Но если ничего не предпринимать на "восточном направлении", то пройдет еще 2-3 года, и наша продукция будет заменена или собственными товарами или зарубежными. Например, в прошлом году Россия покупала значительную часть продукции Харьковского тракторного завода и даже вносила их в перечень сельхозтехники, на приобретение которой можно получать дотации из госбюджета. В этом году ситуация изменилась: на смену харьковской продукции пришли волгоградские тракторы.
Эту часть рынка мы уже утратили, но то же самое будет происходить и в других сферах. Через два-три года мы рискуем потерять традиционные рынки, так и не приблизившись к европейским.
Эта проблема т.н. многовекторности нашей экономики и, соответственно, политики. По мере приближения зимы, мы всегда ближе к России, чем дальше зима, тем мы ближе к Европе.
- Вам не кажется, что при нынешней власти эта тенденция еще более усилилась?
- Безусловно, потому что нет уже прежних личностных контактов, вместо этого появилось неприятие, которое усугубляется неумением вести переговоры.
- Как вы думаете, на каком уровне окажется цена на российский газ?
- Дискуссия, что лучше - $160 или $180 за тысячу кубов газа - это все равно, что спорить: лучше два пожизненных срока заключения или три?
Наша экономика, жилищно-коммунальное хозяйство "выдерживает" цену до $100. Химическая промышленность становится неэффективной на уровне $105, на уровне $110-115 останавливается черная металлургия. Поэтому разговоры о каком-то продолжении экономического развития при цене $150 за тысячу кубов газа свидетельствует о политической близорукости.
Во всем мире цена на газ зависит от цены на нефть - существует известная формула. Цена, которую платила Украина до настоящего времени, была ценой политической, она не была обоснованной с экономической точки зрения.
- Не значит ли это, что разница между политической и экономической ценами и является ценой украинской независимости?
- Наверное, да. Нам часто приводят в качестве примера Латвию и Эстонию, которые платят полную стоимость за российский газ. Но это - некорректное сравнение. Ведь Украине досталась от Советского Союза энергозатратная экономика, и за 14 лет политикам не удалось сделать ее менее энергозатратной. Вот это могло бы стать ценой украинской независимости. А сегодня, к сожалению, немедленное резкое повышение цены за газ приведет к экономическому коллапсу.
- Вы считаетесь ведущим специалистом в области автомобилестроения и лоббистом этой отрасли в парламенте. Как вы оцениваете перспективы украинского автомобилестроения?
- У нас не будет в ближайшее время собственного автомобиля в классическом понимании этого слова: украинский автомобиль - это автомобиль, который собран из отечественных агрегатов по нашим разработкам.
Мне кажется интересным опыт Китая, который за 10 лет до своего вступления в ВТО принял нехитрый закон, запретив ввозить готовые автомобили на территорию страны. При этом китайцы ввели максимальные льготы для предприятий, производящих комплектующие для сборки. Обязательным условием преференций была 40%-я доля Китая в сборке автомобилей. В результате была создана мощная промышленная автоиндустрия Китая, и в ближайшее время страна войдет в число лидеров на мировом рынке.
Думаю, что в связи с форсированием вступления в ВТО, на Украине будут свернуты даже имеющиеся скромные достижения, которые были достигнуты.
- Будет ли Партия регионов выдвигать своего кандидата на пост мэра Харькова?
Это решение будет принято на городской конференции в декабре.
- Но ведь партии нужен будет конкурент "оранжевому" Шумилкину?
- В настоящее время мы ищем такую кандидатуру. Особенно после того, как Владимир Шумилкин сделал заявление о том, что вступил в НСНУ, таким образом, переведя формат выборов городского головы в политическую плоскость. Теперь вместо того, чтобы вести дискуссию о качестве дорог и работе коммунальных служб, благоустройстве города, он вынужден будет отвечать на вопросы, связанные с НАТО, статусом русского языка и т.п.
- Как вы оцениваете рейтинг НСНУ в Харькове?
Где-то на уровне 6%.
- А Партии регионов?
- На уровне 30%. Рейтинг Партии регионов, согласно последним опросам, колеблется по области от 25 до 33%. При том, что эти данные получены до присоединения к Партии регионов "Новой демократии" Кушнарева, рейтинг которой в области составляет 10-12%.
- Кто ваши возможные союзники в Харькове?
- Если брать городской и областной советы, то это могут быть и Народный блок Владимира Литвина и Соцпартия. Хотя говорить об этом пока рано. Сегодня еще непонятно, какова будет расстановка сил после выборов.
- Вы уже знаете свое место в списке?
- Я узнаю его 3 декабря на съезде. Пока я могу только предполагать. Утверждение списков - это коллегиальный процесс, поэтому ответить на этот вопрос смогу только после партийного съезда.
"УКРАЇНСЬКИЙ ВИБІР"