В конце минувшей недели «газовый скандал» между Россией и Украиной перешел в новую плоскость. В ряде печатных и интернет изданий появилась информация, что Киев в ответ на повышение цен Москвой на углеродное топливо может закрыть свои радиолокационные станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН), которые расположены в Карпатах возле города Мукачево и в Крыму, возле Севастополя, и работают в интересах Москвы. Т.е. ее системы противоракетной обороны (ПРО). И это ставит под угрозу безопасность России.
Основанием для таких утверждений стал и тот факт, что президент Украины Виктор Ющенко вручил госсекретарю США Кондолизе Райс, во время ее недавнего визита в Киев, предложения о сотрудничестве в ракетно-космической сфере, в том числе о возможности допуска американских специалистов на РЛС СПРН в Севастополе и Мукачево. Бывший командующий Ракетно-космической обороны СССР генерал-полковник Вальтер Красковский назвал этот поступок недопустимым. «Появление на этих РЛС американских специалистов означает для нас, что в тот момент, когда нам понадобится информация по юго-западному сектору, мы ее не получим. Передача ее из Севастополя и Мукачево на наш центральный командный пункт может быть заблокирована», - заявил он.
«Подобное развитие ситуации можно было прогнозировать еще в момент заключения в 1992 году соглашения с Украиной о предоставлении России информации по этим РЛС, дело было не очень надежное, что Украина теперь и подтверждает», - отметил Красковский. «При ухудшении политических отношений между Россией и Украиной такой непрочный договор об использовании этих станций вообще может не сохраниться», - говорит генерал. «Нельзя также исключить, что США могут пойти и на крайние меры, как это было в Латвии с РЛС в Скрунде, и добиться уничтожения этих станций», - добавил он.
Беспокойство бывшего командующего понятно. Система предупреждения о ракетном нападении России состоит из двух эшелонов – наземного и космического. Из космоса за возможными пусками стратегических баллистических ракет в сторону нашей страны сегодня следят спутники Системы контроля космического пространства. Сейчас там находятся три спутника: один геостационарный («Космос-2379») и два - на высокоэллиптических орбитах («Космос-2388» и «Космос-2393»). Их задача - обнаружение стартов баллистических ракет с территории США и передача этой информации на пункт управления Серпухов-15 (деревня Курилово Калужской области). А после обработки эта информация поступает на командный пункт армии ракетно-космической обороны в Солнечногорске Московской области, где должны приниматься соответствующие решения. Но спутники, к сожалению, не могут обнаружить старты ракет морского базирования или ракет, стартующих из других районов планеты. Поэтому их должна «подпирать» и подстраховывать наземная СПРН.
Ее станции размещены: под городом Печора (Коми) - РЛС «Дарьял», в Оленегорске Мурманской области - РЛС «Днестр-М/Днепр», под Барановичами (Белоруссия) - РЛС «Волга», возле Мукачево и Севастополя (Украина) - РЛС «Днепр», возле Габалы (Азербайджан) - РЛС «Дарьял», у поселка Балхаш (Казахстан) - РЛС «Днестр» и две «Днестр-М/Днепр», у поселка Мишелевка (Иркутская область) - РЛС «Днестр» и две «Днестр-М/Днепр». Есть еще командно-измерительный пункт и стрельбовая РЛС «Дон-2» под Москвой, возле поселка Фрязино, которая замыкает на себя сотню противоракет - 68 ракет 53T6 («Gazelle»), рассчитанных на перехват в атмосфере, и 32 ракеты 51T6 («Gorgon»), призванные осуществлять перехват за пределами атмосферы. А все вместе они входят в систему ПРО Москвы А-135, командный пункт которой тоже находится в Солнечногорске.
Допуск американских специалистов на станции СПРН под Мукачево и Севастополем, если украинское правительство примет такое решение, особого урона системе противоракетной обороны России не нанесет. Во времена Договора по ПРО 1972 года, и генерал-полковник Красковский это хорошо знает, наши специалисты посещали американские СПРН, американцы – наши. В том числе и Печорскую РЛС. Но, конечно, вывод из боевого дежурства двух РЛС «Днепр» в Мукачево и Севастополе или их закрытие, а тем более и ликвидация, как это произошло в 1995 году в Скрунде, создаст для российской системы ПРО проблемы. Она «ослепнет» на достаточно большой сектор, что включает в себя Средиземное море, и моря и заливы Индийского океана, омывающие берега Аравийского полуострова, и достаточно большую часть Атлантики.
Нанесет это урон обороноспособности России? Безусловно. Для военных всегда существует фактор неопределенности. Все знают, что США, Франция и Великобритания, (а только эти страны могут из этого сектора запустить в сторону России свои стратегические ракеты), не собираются на нас нападать. Да и мы на них - тоже. Начальник Генерального штаба генерал армии Юрий Балуевский об этом недавно прямо заявлял. Но все же, все же, все же. Как любил повторять американский президент Рональд Рейган - «доверяй, но проверяй». Отсутствие полноценного контроля за юго-западным сектором Евроатлантического пространства, конечно же, будет серьезно беспокоить Россию и ее генералов.
Но, тем не менее, такой поворот событий – не смертелен. В России уже созданы мобильные РЛС системы предупреждения о ракетном нападении высокой заводской готовности. То есть их можно доставить в нужное место в нужное время и закрыть любое «окно». Правда, существуют они пока только в единичных экземплярах. Для запуска этих станций в серийное производство и полноценную отладку требуется время и, естественно, достаточно приличные финансовые средства. На выпуск таких станций в необходимых количествах нужно, как говорит генерал-полковник Красковский, два-три года. Надо думать, что за это время ничего устрашающего на юго-западных рубежах России не произойдет.
А что до нынешнего украинского руководства, их попыток в обмен на дешевый газ «торговать» российской безопасностью, если это действительно происходит, то Бог им судья. Есть поступки, которые ни для кого не проходят бесследно.
Виктор Литовкин, РИА Новости