Принятие российской Государственной Думой законопроекта о неправительственных организациях комментирует по просьбе Русской службы «Голоса Америки» директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. В очередной раз партия власти и администрация продемонстрировали, что интересы гражданского общества абсолютно никого не интересуют. Даже Общественная палата, которая является произведением власти, действует в унисон с ней, – ее интересы по проработке этого закона также были проигнорированы.
Новый закон даст чиновникам, бюрократии дополнительные инструменты для того, чтобы вторгаться в деятельность неправительственных организаций, пресекать деятельность наиболее строптивых, тех, кто допускает критику власти, чья деятельность нежелательна.
В законопроекте сказано, что в государственной регистрации может быть отказано, если цели организации противоречат Конституции, законодательству России, создают угрозу суверенитету, политической независимости, культурному наследию, национальным интересам России. То есть эти определения настолько широки и расплывчаты, что под них можно подвести деятельность любой организации, которая неугодна.
Можно сказать, допустим, что деятельность «Мемориала» противоречит интересам России, или что деятельность Комитета солдатских матерей не соответствует интересам России. Или что, например, деятельность Московского бюро по правам человека создает «негативный имидж» России в зарубежных СМИ. В принципе об этом и говорили несколько депутатов Государственной Думы, пытаясь закрыть нас и прекратить наше существование.
Но я должен сказать, что в этом законе есть несколько послаблений по сравнению с предыдущими вариантами. Они касаются в основном деятельности международных организаций – не требуют их перерегистрации. Это было сделано под воздействием, под напором администрации и госдепартамента США и международных неправительственных организаций.
Но то, что касается именно российских неправительственных организаций, – закон предусматривает для них очень много рогаток. В России десятки тысяч неправительственных организаций. Мы сейчас представим, что с Нового года начнется их перерегистрация. Это начнется просто бардак; во всех этих регистрационных заведениях выстроятся громадные очереди.
Непонятно, когда организации смогут начать работу, потому что с таким объемом неправительственных организаций нынешние чиновники просто не справятся. То есть создается какая-то искусственная волокита, искусственный хаос, который будет препятствовать нормальной работе неправительственных организаций.
VOAnews.com/russian