Как стало известно Daily Telegraph, Иран сформировал сверхсекретную команду ядерных специалистов для внедрения их в структуры МАГАТЭ в Вене – находящейся под попечительством ООН организации, ведущей наблюдение за иранской ядерной программой.
Их цель – отдел безопасности этой организации и получение информации о работе инспекторов МАГАТЭ; Иран хочет скрыть наиболее проблемные участки своих ядерных разработок, как выяснили недавно агенты западной разведки.
Тегеран настаивает, что основная задача их неоднозначной программы – разработка альтернативных источников энергии. Однако многие западные правительства, в том числе британское и американское, полагают, что Иран тайно наращивает ядерный арсенал.
Операцию по внедрению в МАГАТЭ возглавляет Хосейн Афариде, бывший председатель комиссии меджлиса по энергетике. По некоторым данным, он имеет тесные связи с иранским министерством разведки и регулярно контактирует с командой иранских ядерных инженеров, направленных для работы в венском штабе МАГАТЭ.
Согласно сообщениям западных разведслужб, Афариде возглавляет группу из трех человек в штабе Иранской организации по атомной энергетике в Тегеране. Цель их работы – предотвратить более опасные разоблачения относительно иранских ядерных объектов.
В прошлом Ирану удавалось скрывать ключевые предприятия от инспекторов МАГАТЭ, в частности завод по обогащению урана в Натанце, в 100 милях от Исфахана. Три года назад Иран был вынужден с неохотой признать существование завода в Натанце и некоторых других сверхсекретных предприятий, поскольку группа иранских беженцев раскрыла детали их работы.
Являясь участником соглашения о нераспространении ядерного оружия, Иран имеет полный доступ в МАГАТЭ и может рассчитывать на помощь агентства в области ядерной программы при условии, что она осуществляется исключительно в мирных целях.
Однако представители западной разведки считают, что Иран пользуется своим доступом в МАГАТЭ для того, чтобы шпионить за процедурой инспектирования и таким образом иметь возможность скрыть щекотливые моменты своих ядерных разработок от внешнего мира.
"В Иране растет тревога по поводу эффективности инспекции МАГАТЭ, – сказал высокопоставленный представитель западной разведслужбы в интервью Daily Telegraph. – По этой причине они сознательно нацелились на МАГАТЭ, чтобы быть лучше подготовленными, когда на их предприятиях начнется инспектирование".
Официальный представитель МАГАТЭ отказался давать комментарии по поводу сообщений разведки. Однако представитель, подтвердивший информацию о количестве работающих в МАГАТЭ иранских инженеров, сказал, что агентство ввело строгие ограничения для того, чтобы ни одна страна не имела доступа к работе инспекторов по ядерным вооружениям.
"У нас есть защитная система, которая предотвращает возможность для любой страны-члена выяснить, как действует инспекционная комиссия, проводящая проверку в этой стране", – сказал он.
Несмотря на тщательный контроль, иранские ученые, работающие в МАГАТЭ в Вене, часто бывают в Тегеране, где они встречаются с представителями Иранской организации по атомной энергетике, в том числе с Афариде. Афариде также поддерживает тесные отношения с Мохсеном Факризаде, главой исследовательского центра организации.
Инспектора МАГАТЭ неоднократно обращались с просьбами побеседовать с Факризаде о ключевых аспектах иранской ядерной программы. Однако иранское правительство отказалось предоставить им встречу с ним.
Эксперты МАГАТЭ предполагают, что Иран сможет наладить производство урана, пригодного для изготовления ядерного оружия, в течение трех лет, если перерабатывающие заводы будут действовать без международного контроля.
Кон Кофлин, "InoPressa"