Лидер "Хамаса" Махмуд аз-Захар о палестинском правительстве под началом его организации. Интервью
Махмуд аз-Захар, лидер "Хамаса" в секторе Газа, считается среди палестинских исламистов одним из самых радикальных. После победы "Хамаса" на выборах в парламент, где он получил депутатский мандат, аз-Захар может вскоре стать членом правительства автономии. В настоящее время верхушка "Хамаса" находится в Каире, где она ведет переговоры с Египтом о создании правительства под руководством "Хамаса".
- ЕС в случае, если вы не откажетесь от применения силы и не признаете Израиль, собирается перекрыть вам денежный поток.
- Нам, палестинцам, европейские деньги не нужны. К тому же их не так много, как всегда утверждается. Из 327 млн долларов ежегодной помощи две трети суммы поступает из арабских стран, и лишь одна треть – из Европы и США. Кроме того, 90% этих денег до сих пор оседало в карманах коррумпированной администрации. Если мы будем распределять деньги без потерь, нам их хватит.
- У нас есть другие цифры. Скажите, вы готовы признать Израиль или нет?
- Все всегда спрашивают о признании. Признать Израиль, но в каких границах? На флаге Израиля две полосы – они символизируют еврейское государство от Нила до Евфрата. Надо ли нам признавать еврейское государство, которое включает в себя Палестину, Сирию и Ливан? Кроме того, Израиль по-прежнему оккупирует земли Палестины.
- Имеется в виду Израиль в границах 1967 года.
- Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и президент США Буш договорились, что при создании палестинского государства палестинцы должны согласиться с "фактом", то есть с большими поселениями в Западной Иордании. Какой палестинец может пойти на это? Должен ли в руках Израиля оставаться Восточный Иерусалим? Это было неприемлемым ни для Арафата, ни для президента Аббаса, тем более это неприемлемо для "Хамаса".
- Но хотя бы переговоры вы вести будете?
- Переговоры? О чем? Арафат и предыдущая палестинская администрация вели переговоры с израильтянами в Мадриде и Осло. Что это нам дало? Ничего! Разве они освободили наших пленных? Разве они ушли из областей, оккупированных в 1967 году?
- Вы собираетесь осуществлять руководство совместно с "Фатхом" и независимыми? И при этом обвиняете "Фатх", который сейчас находится у власти, в коррупции?
- Не все члены "Фатха" коррумпированы. Коррумпированной была система. Мы уже выявили 32 эпизода, по которым многие из членов "Фатха" предстанут перед судом. И мы выиграли демократические выборы с результатом, которым гордиться может каждый. Мы претендуем на центральные посты в правительстве: министра внутренних дел, социального обеспечения и юстиции. Однако в состав кабинета может войти любой политик не из "Хамаса", который не коррумпирован и на что-то способен. Однако мы получили значительно больше 60% голосов и собираемся реализовывать нашу программу.
- "Фатх" все еще сомневается, вы же настроены оптимистично.
- Мы сделали предложение. Если "Фатх" откажется, обойдемся и без него.
- Какой будет Палестинская автономия при правительстве "Хамаса"?
- Во-первых, безопасность для всех, справедливость, равные права, никакой коррупции. Во-вторых, подъем экономики за счет частных и государственных средств, арабских и палестинских, – посредством этого развитие сектора Газа. В-третьих, мы должны заключить двусторонние торговые соглашения с арабскими странами, чтобы наша экономика не была привязана к Израилю. Уровень жизни в Израиле высок, наш – низок. Экономические отношения с Израилем не идут нам на пользу.
- Чего вы ожидаете от Египта?
- Президент Мубарак даст нам советы. Мы его выслушаем, однако у нас есть собственные представления. Поэтому оттуда мы поедем по самым разным мусульманским государствам – в частности, в Иран, хотя это не означает, что мы будем новым партнером Ирана. У "Хамаса" хорошие отношения со всеми мусульманскими государствами.
- С европейцами будет не так легко.
- Через шесть месяцев с нами будет разговаривать и Европейский союз. Мир не должен бояться "Хамаса". Почему все страшатся исламской социальной и воспитательной системы? "Хамас" же не приносит ислам в Палестину из чужого мира – ведь мы, палестинцы, мусульмане. Даже принц Чарльз как-то сказал, что у ислама есть чему поучиться.
Хайко Флоттау, Томас Авенариус, "InoPressa"