В то время когда мировое сообщество прилагает усилия к мирному разрешению проблемы, связанной с ядерной программой Ирана, Соединенные Штаты и Россия предлагают международное "партнерство" с целью осуществления контроля за ядерным топливом тем странам, которые могут втайне вынашивать военные амбиции.
Этот план, который был объявлен российским президентом Владимиром Путиным на прошлой неделе, а также включен в составленный администрацией Буша бюджет, направленный в понедельник в конгресс США, даст возможность странам, нуждающимся в дополнительной электроэнергии, получать ядерное топливо, необходимое для ее производства. При этом США и Россия будут забирать ядерные отходы.
Между тем некоторые эксперты и критики утверждают, что это предложение ставит много вопросов, на которые конгресс США должен дать ответ. По мнению критиков, идея возврата ядерных отходов не проверена практикой и может обернуться опасными последствиями. В любом случае, эта инициатива России и США не сделает мир намного безопаснее в случае, если число государств, обладающих атомными электростанциями, будет увеличиваться.
Обсуждая проблему "глобального партнерства в ядерной сфере", министерство энергетики США говорит, что вопросы поставок ядерного топлива и его переработки будут решаться после того, как удастся согласовать надежные технологии переработки ядерных материалов.
"Вопрос поставок ядерного топлива связан с наличием современнейших технологий, опробованных на практике, и это делает проект довольно нереалистичным, – говорит Дарил Ким, исполнительный директор вашингтонской Ассоциации по контролю за вооружениями. – Россия и США рассматривают этот проект скорее как способ извлечения доходов из своих ядерных технологий, а не как способ решить проблему поставок топлива в страну, нуждающиеся в дополнительной электроэнергии. И это вызывает беспокойство".
Некоторые эксперты считают, что, выступив с такой инициативой, Соединенные Штаты просто используют усилившиеся опасения по поводу ядерной безопасности и оружия массового поражения для того, чтобы возобновить в США исследования в сфере обогащения урана. Соединенные Штаты перестали проводить их уже много лет назад, назвав эти исследования слишком затратными и опасными.
"Если идея заключается в том, чтобы усилить безопасность в ядерной сфере и одновременно построить ядерные реакторы в целом ряде стран, то эта идея является ошибочной, – говорит Генри Соколски, исполнительный директор вашингтонского Образовательного центра политики нераспространения ядерных вооружений. – Они (Россия и США) пытаются подать эту идею как инициативу по нераспространению ядерного оружия, но нам не следует спешить верить этому".
По плану, изложенному президентом Путиным, самые опасные этапы цикла производства и использования ядерного топлива – обогащение урана и утилизация радиоактивных отходов – будут осуществляться в нескольких специализированных центрах, расположенных в России, Соединенных Штатах и, возможно, в некоторых других странах, таких как Франция. Но это приведет к созданию лазеек в существующем сегодня режиме ядерного нераспространения и даст возможность странам самостоятельно заниматься обогащением урана в "мирных" целях – как раз той деятельностью, к которой сейчас стремится Иран под тревожными взглядами мирового сообщества.
По словам американских экспертов в ядерной сфере, большой проблемой этого предложения России и США является то, что технология, которую необходимо использовать для реализации таких планов, не была апробирована на практике.
В США предложение о повторном использовании или переработке отработанного ядерного топлива выдвигалось при администрации президента Форда, но затем следующий президент, Картер, отложил реализацию этой идеи.
"30 лет назад Соединенные Штаты решили, что переработка ядерных отходов была слишком затратной, а также не очень полезной для политики нераспространения, – говорит Кимбелл. – В результате США отказались от проведения исследований в сфере переработки ядерных отходов".
По новому предложению, которое уже изложено Ирану российской стороной, те страны, которые будут выполнять определенные правила, смогут получить доступ к технологиям по созданию ядерных реакторов для использования их в мирных целях.
"Мы предлагаем создать сеть центров ядерного цикла по обогащению урана и обеспечить равный доступ всех желающих участвовать в совместной работе по развитию ядерной энергетики – недискриминационный доступ, – заявил Путин на своей недавней ежегодной пресс-конференции. – Российская Федерация – это естественный партнер для решения задач подобного рода, имея в виду достаточно высокое развитие ядерной энергетики в стране, наличие школы, специалистов, кадров, развитой ядерной атомной инфраструктуры".
На заседании МАГАТЭ в минувшую субботу Россия присоединилась к мнению большей части мирового сообщества и проголосовала за то, чтобы передать проблему Ирана, подозреваемого в нарушениях в ядерной сфере, на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Но в то же время была принята резолюция, откладывающая применение подобных мер минимум на месяц. На 16 февраля запланировано возобновление переговоров между Россией и Ираном на предмет обогащения иранского урана на российской территории.
По мнению экспертов, согласие Тегерана на этот план может положить конец кризису. Также это позволит ужесточить существующий сегодня режим нераспространения, который оказался под угрозой в результате ядерных прорывов Пакистана, Индии и Северной Кореи, совершенных в последние годы. "Россия надеется повернуть эту ситуацию от конфронтации к компромиссу и таким образом поддерживать хорошие отношения как с Западом, так и с Ираном, – говорит Николай Козырев, эксперт из московской Дипломатической академии. – На карту поставлено очень многое".
У России есть серьезные экономические интересы, особенно в ядерной сфере, которые окажутся под угрозой в случае применения международных санкций к Ирану или начала военных действий против этой страны. Российская государственная компания "Атомстройэкспорт" в настоящее время строит атомную электростанцию на юге Ирана, в Бушере, где будет использоваться реактор на легкой воде мощностью 1000 мегаватт. Российская сторона настаивает на том, что это – исключительно мирный проект, за реализацией которого ведет контроль МАГАТЭ.
"Иран – это крупнейший деловой партнер, хороший союзник и крупный покупатель нашего оборудования для ядерной отрасли, – говорит Виктор Кременюк, заместитель директора московского Института США и Канады. – Фактически те закупки, которые делает Иран, – это одна из немногих вещей, помогающих российской ядерной отрасли удержаться на плаву. В случае нарастания сегодняшнего кризиса вокруг Ирана российская элита должна будет задаться вопросом: на чьей мы стороне – Запада или Ирана? Боюсь, что многие российские представители предпочтут занять сторону Ирана. В этом случае, наши отношения с Западом – в которых уже наблюдается напряженность – ухудшатся".
Эксперты говорят, что успех в решении иранской проблемы важен для международного сообщества потому, что он поможет выработать средства сдерживания для тех стран, которые в будущем могут захотеть создать ядерное оружие. Кроме того, в мире, испытывающем нехватку энергоресурсов, ядерная энергия становится очень привлекательной альтернативой дорогостоящему органическому топливу.
"Время скептицизма в отношении ядерной энергии – так называемый "чернобыльский синдром" – прошло, и в ближайшие десятилетия мы, возможно, увидим ренессанс ядерной энергетики во всем мире", – говорит Антон Хлопков, заместитель директора московского независимого ПИР-Центра, специализирующегося на вопросах ядерной сферы. – Через несколько лет в мире может быть уже до 20 стран, обладающих базовыми ядерными технологиями, что даст им возможности для создания ядерного оружия. Поэтому то сотрудничество, которое сегодня предлагают США и Россия, может стать важным инструментом в укреплении режима нераспространения".
Для Кремля, который в этом году принял на себя полномочия председателя "большой восьмерки", обещая сосредоточиться на проблеме глобальной энергетической безопасности, дипломатическое противостояние с Ираном представляет собой и серьезную проблему, и большие возможности.
"У Путина разработана стратегия в сфере энергетики, в цели которой входит сделать страну надежным поставщиком нефти и газа на мировой рынок, а также поставить Россию в центр развивающейся глобальной индустрии ядерной энергетики, – говорит Кременюк. – Политика по усилению режима нераспространения путем укрепления сотрудничества в случае своего успеха принесет пользу и России, и всему миру".
Другие эксперты отмечают, что идея поставки ядерного топлива и возврата ядерных отходов из стран, испытывающих дефицит электроэнергии, не нова и является одним из способов отреагировать на реалии сегодняшнего дня, когда страны могут с большей легкостью заполучить технологии обогащения урана – технологии, позволяющие сделать шаг к ядерному оружию.
Этим объясняется растущий интерес к решению проблемы отработанных ядерных отходов. МАГАТЭ при Мухамеде аль-Барадеи также предлагало программу по поставкам ядерного топлива и возврату отработанных ядерных отходов.
Предложение МАГАТЭ включает в себя пятилетний мораторий на сооружение новых объектов по обогащению урана, с тем чтобы за это время международное сообщество разработало во всех деталях программу по поставкам ядерного топлива, которая будет реализовываться под надзором МАГАТЭ.
По мнению экспертов, та часть предложения, где перечисляются несколько стран, куда можно безопасно доставлять ядерные отходы, вызовет меньше всего возражений. Но американские эксперты отмечают, что для того, чтобы ввозить в США ядерные отходы из других стран, потребуется внести определенные изменения в законодательство США, и это, безусловно, вызовет новые протесты внутри страны.
Фред Уэйр, Говард Лафранчи, "InoPressa"