В обстановке строжайшей секретности Франция модифицировала свой ядерный потенциал, чтобы придать сдерживанию более эффективный характер. И оставить за собой право на... "последнее предупреждение". Речь идет об "повышении действенности ударов", поясняет источник в вооруженных силах страны.
Для этого существует два способа: бомбы, взорванные на большой высоте, смогут вызывать "электромагнитный импульс", выводя из строя системы коммуникации и компьютеры противника; количество боеголовок на ракетах сокращается, благодаря чему увеличивается их дальность и точность. В целом изменения направлены на то, чтобы "в больше степени учитывать психологию противника", пояснила недавно министр обороны Мишель Альо-Мари, комментируя выступление президента Франции 19 января на базе Иль-Лонг.
Решимость. Тогда Жак Ширак лишь упомянул термин "последнее предупреждение", практически вышедший из употребления с окончанием холодной войны. Согласно французской доктрине, речь идет о том, чтобы продемонстрировать решимость властей применить "малый" ядерный заряд до нанесения массированного удара. "Последнее предупреждение восстанавливает принцип сдерживания, – указывают источники в армии. – Нельзя предоставлять главе государства выбор: либо апокалипсис, либо ничего".
По нашей информации, появятся две новых формы "последнего предупреждения". Наибольший демонстрационный эффект может возыметь взрыв бомбы относительно малой мощности в пустынной зоне, вдали от политических центров и населенных зон. Более радикальной мерой является взрыв бомбы на очень большой высоте, создающий "электромагнитный импульс".
Речь идет о коротком импульсе очень большой амплитуды, который создает помехи или выводит из строя все незащищенные электронные системы. При этом, однако, невозможно избежать радиоактивного заражения. В эпоху холодной войны под "последним предупреждением" подразумевалось нанесение ядерных ударов по советским дивизиям как прелюдия к ударам по крупнейшим городам СССР.
В Иль-Лонг президент республики отметил, что "на некоторых ракетах, которыми оснащены наши подводные лодки, количество ядерных боеголовок было сокращено". Этот шаг направлен не на разоружение, а наоборот, на повышение эффективности арсенала. Каждая подлодка оснащена 16 ракетами М-45, и все они несут по шесть атомных бомб.
При возвращении в атмосферу боеголовки разделяются, и каждая поражает свою цель. Таким образом, до сих пор одна подводная лодка несла на борту 96 ядерных зарядов. При сокращении количества боеголовок (иногда до одной) ракета становится легче, а ее дальность увеличивается. Радиус действия держится в секрете, но понятно, что потенциальные цели могут находиться и на Ближнем Востоке, и в Азии.
Еще одно новшество: цели ракет могут меняться с большей легкостью. Моряки говорят о "возможности перенацеливания на ходу".
Цели. Все эти изменения призваны придать сдерживанию большую "гибкость". 25 января, выступая перед депутатами – членами комиссии по вопросам обороны, Мишель Альо-Мари пояснила: "Потенциальный противник может подумать, что Франция, придерживаясь принципов, не станет применять всю мощь своего ядерного арсенала против гражданского населения.
Наша страна сделала свои потенциальные действия более гибкими и теперь имеет возможность нанести удары по центрам принятия решений вероятного агрессора". То есть ставится задача "обезглавить" режим, а не уничтожать миллионы безвинных людей. При этом Франция не пойдет по пути создания ядерных мини-зарядов (мини-ньюков), пригодных для применения военными на поле боя. Так, глава государства установил минимальный порог мощности, ниже которого производство такого оружия Комиссариатом по атомной энергии запрещается. Однако величина этого порога остается строго засекречена.
Жан-Доминик Мерше, "InoPressa"