Массовые беспорядки, в которые вылилась акция протеста против публикации карикатур на пророка Мухаммеда в нигерийском штате Борно, унесли жизни уже 51 человека. Об этом сообщает нигерийская газета The Guardian.
Ситуация вышла из-под контроля в субботу. В столице штата Борно городе Майдугури толпы разъяренных нигерийских мусульман избивали до смерти и сжигали заживо иноверцев. "Большинство погибших были христианами. Демонстранты забивали их до смерти", - сказал очевидец агентству АР.
- 11,5 млн долларов за голову карикатуриста
- Предыстория карикатурного конфликта
Дежи Таиво - владелец нескольких гостиниц, одна из которых была сожжена вандалами, рассказал о том, как начались беспорядки. По его словам, мирная демонстрация разбушевалась после того, как полиция решила отловить воришку в толпе молящихся. Несколько участников демонстрации обвинили другого в краже мобильного телефона. Крики заставили вмешаться полицию.
Однако толпа отреагировала агрессивно, среди полицейских началась паника и кто-то выстрелил в демонстрантов слезоточивым газом. Началась давка, и настроение в толпе переменилось. Демонстранты двинулись к центру города, где к ним присоединились хулиганы с канистрами и холодным оружием. Представители мусульманской общины стали поджигать христианские храмы, крушить магазины и гостиницы. В окрестностях Майдугури беспорядки продолжались и в воскресенье.
Полиция сообщила об аресте 144 участников беспорядков, которые были вооружены опасным оружием: ножами, заточками, железными цепями, а также канистрами с бензином, с помощью которых они поджигали церкви.
Известно, что в ходе беспорядков была сожжена 31 церковь. Среди жертв субботних выступлений мусульман - трое детей и католический священник - отец Майкл, которого сожгли внутри собственного дома. Также сожжена резиденция епископа Майдугури. В город были введены войска, чтобы предупредить возникновение новых стихийных демонстраций на севере Нигерии, где преимущественно живут мусульмане. Подсчет ущерба имуществу продолжается. Власти призывают население и религиозных лидеров соблюдать спокойствие и толерантность, по возможности заниматься своими обычными делами.
Нигерийский студент Муфуату Огуньеми, живущий в Майдугури, сообщил, что сейчас в городе спокойно, а улицы патрулируют пешие патрули и бронированные автомобили. "Христиане - полицейский и пастор - сейчас скрываются в нашем доме", - рассказал Огуньеми.
В Майдугури, где выступления мусульман отличались наибольшей жестокостью, полиция в течение трех часов не могла справиться с разбушевавшимися толпами демонстрантов, которые поджигали католические церкви. С иноверцами они расправлялись с крайней жестокостью. Так, по свидетельству очевидцев, на одну из своих жертв демонстранты натянули автомобильную покрышку, а затем облили бензином и подожгли.
Это первая насильственная акция протеста в самой многонаселенной африканской стране в связи с публикацией в европейской прессе карикатур. 36 штатов 140-миллионной Нигерии примерно поровну поделены между представителями двух конфессий.
В воскресенье губернатор штата Али Моду Шериф объявил о создании специального комитета из 11 человек, который займется расследованием инцидентов в Майдугури.
По сообщению западноафриканского агентства IOL, датская газета Jyllands-Posten, которая в сентябре прошлого года напечатала карикатуры на пророка Мухаммеда, оплатила в исламских изданиях (преимущественно в Саудовской Аравии) публикацию на правах рекламы извинений.
11,5 млн долларов за голову карикатуриста
Высокопоставленный индийский чиновник объявил о награде в 11,5 миллионов долларов за голову датского карикатуриста, нарисовавшего пророка Мухаммеда. Награду посулил министр по делам этнических меньшинств индийского штата Уттар-Прадеш Мохаммед Якуб Куреши.
Награду получит человек, убивший автора карикатуры, впервые опубликованной в одной из датских газет. Убийце также будет выдано столько золота, сколько он весит, пообещал министр, выступая в пятницу перед мусульманами, собравшимися на площади города Мират на северо-западе страны.
Власти Уттар-Прадеш, где проживает одна из самых больших в Индии мусульманских общин, по данным AFP, заявили, что объявление награды за голову художника - это "личная инициатива" министра, которая не нарушает никаких законов штата. По словам Куреши, 11,5 млн долларов должны собрать члены мусульманской общины штата.
Эта инициатива вызвала немало критики среди других индийских политиков. Член Всеиндийского мусульманского совета законодательства Зафарйяб Гилани заявил изданию New Kerala, что лучше бы Куреши молчал. "Пост министра подразумевает ответственность, и он не должен был делать подобных заявлений. Мы понимаем его эмоции и религиозные чувства, и признаем его право на это, но наш Совет не приветствует убийство (в качестве возмездия) за подобное деяние", - заявил Гилани.
Ранее награду за убийство художника, нарисовавшего карикатуру на пророка Мухаммеда, назначило движение "Талибан". За головы авторов оскорбительных для чувств мусульман картинок талибы предложили 100 кг золота - это около 2 млн долларов.
Предыстория конфликта
Невольным инициатором карикатурного скандала оказался Флемминг Роуз - редактор отдела культуры датской газеты Jyllands-Posten, где по его заданию в сентябре были напечатаны карикатуры на пророка Мухаммеда.
По его словам, в середине сентября минувшего года детский писатель, который писал книгу о жизни пророка Мухаммеда, выступил в местной прессе, заявив, что он не может найти для нее художника: все карикатуристы боялись за свою жизнь. Впоследствии удалось найти художников, но они настаивали на анонимности.
"Мы восприняли это как самоцензуру. Во-первых, карикатуристы помнили судьбу голландского режиссера Тео Ван Гога, убитого исламистами. Во-вторых, жив в памяти пример голландской женщины-политика Аян Хирши Али, написавшей книгу, по которой и был снят фильм Ван Гога, - она живет в подполье уже два года".
После случая с детским писателем у редактора отдела культуры Jyllands-Posten возникла идея написать письмо членам Союза карикатуристов и попросить их нарисовать Мухаммеда так, как они его видят (это было принципиальным требованием), а потом опубликовать работы.
Перед публикацией редактор потребовал, чтобы все карикатуристы подписались под рисунками своими фамилиями: в противном случае их работы не были бы опубликованы.
Так под рисунками появились имена популярных карикатуристов: Клаус Сидэл, Арне Сёренсен, Анетта Карлсон, Педер Бундгаард, Курт Вестергорд, Пуаль Эрик Паулсэн, Расмус Санд Хайер, Дженс Джулиус, Франц Фючсел, Боб Хатценельсон...
Когда серия шаржей вышла в газете, особый гнев местных мусульман вызвали рисунки Педера Бундгаарда и Курта Вестергорда, на одном из них пророк Мухаммед изображен в виде одноглазого бородача, глазница которого залеплена зеленой исламской звездой, на другом - в облике террориста с заложенной в тюрбан бомбой.
Для датского редактора эти рисунки говорят лишь о том, что на свете есть люди, которые взяли мирную религию - ислам - в заложники для того, чтобы совершать теракты. При этом, считает он, о стереотипности и предвзятом подходе газеты можно было бы говорить лишь в том случае, если бы она опубликовала все 12 рисунков только на такую тематику. Однако среди рисунков есть одна карикатура, которая высмеивает и Роуза лично, называя его "проекционным провокатором", и автора той самой детской книжки, для которой они никак не мог подобрать иллюстрации. Другая карикатура высмеивает ультраправых политиков Дании, которые выступают против миграции из мусульманских стран. "Описание пророка на всех остальных карикатурах очень разное, и я никак не могу согласиться с тем, что мы демонизировали образ Мухаммеда", - считает он.
Редактор, принимая решение о публикации, не мог обойти и вопросы политкорректности, которым европейцы уделяют много внимания. Однако, отметил Роуз, он "не мог предвидеть такой реакции", и эксперты, с которыми журналист посоветовался, "не нашли в рисунках ничего оскорбительного". Более того, карикатуры, по словам редактора, были напечатаны "исключительно для внутренней датской, ну, максимум для скандинавской дискуссии о взаимоотношении свободы слова и религии".
По словам Роуза, в Дании большинство мусульман интегрируются в общество, "они мирные люди, которые хотят спокойной и обеспеченной жизни". Однако, пояснил он, есть небольшая группа радикалов, которые "хотят учредить в нашей стране закон шариата". "Я знаю, что мусульманам запрещено изображать пророка в каком бы то ни было виде. Но мы не религиозное государство, а современное светское общество, и ни одна религия не сможет навязать нам свои порядки и табу", - пояснил мотивы своего решения редактор. "Если нас в Дании хотят заставить жить по законам ислама, то, значит, нас хотят заставить делать то, чего мы не хотим делать", - резюмировал он, отметив, что "если мы, журналисты, будем делать газеты без какой-либо критики и высмеивания, то быстро скатимся к уровню советской "Правды".
В его газете Jyllands-Posten публикуются вещи, которые, по словам редактора, его "очень сильно раздражают и унижают", однако это не значит, "что мы не должны этого печатать". "Как частный человек, я искренне сожалею и извиняюсь, если кто-то чувствует себя униженным из-за этих рисунков. Но как журналист, я не имею права извиняться или сказать: "Простите, мы больше не будем". Потому что в таком случае люди с Ближнего Востока и впредь будут решать, что и о чем мы должны писать в демократическом государстве, а о чем - нет", - подчеркнул он.
Любопытно отметить в этой связи, что еще в апреле 2003 года датский художник-карикатурист Кристофер Зиллер предлагал Jyllands-Posten опубликовать серию его шутливых изображений Христа, однако редактор газеты отказался печатать карикатуры, руководствуясь соображениями, высказанными автору в электронном письме: "Не думаю, что читатели Jyllands-Posten найдут карикатуры на Христа забавными. Напротив, я полагаю, что подобная публикация вызовет массу негодования".
В своем интервью норвежской газете "Дау Блэд" Кристофер Зиллер заявил: редакция Jyllands-Posten относится к религиозным чувствам своих читателей-христиан гораздо уважительнее, чем к чувствам датских последователей ислама. Тем не менее, Зиллер шокирован реакцией исламских имамов на публикацию карикатур. "Можно критиковать редактора Jyllands-Posten, но угрожать редакции и сотрудникам газеты - это чистый гротеск", - говорит датский художник-карикатурист.
NEWSru.com