Понятно, что трое сотрудников МВД, обвиняемых в преднамеренном убийстве независимого журналиста Георгия Гонгадзе, – всего лишь исполнители преступления. Возможно, другие лица, причастные к нему, сейчас активно готовятся к парламентским выборам
Начавшийся 9 января на Украине процесс, объявленный судом над бывшим режимом (в силу причастности к преступлению бывшего главы государства Леонида Кучмы), топчется на месте. Трое бывших сотрудников МВД – Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович – обвиняются в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе, главного редактора онлайновой газеты "Украинская правда". Понятно, что эти трое – лишь исполнители преступления, до заказчиков которого правосудие до сих пор не добралось.
Обезглавленное тело
Журналист, который расследовал факты коррупции, процветавшей в команде президента Кучмы (1994-2004), пропал в сентябре 2000 года. Спустя два месяца его обезглавленное тело было найдено в лесу под Киевом. Скандал ослабил Кучму, подпавшего под прямые подозрения благодаря магнитофонным записям, и способствовал его падению. Пришедший к власти новый президент Виктор Ющенко уже на второй день после "оранжевой революции" объявил расследование этого убийства своей приоритетной целью. В четверг он потребовал, чтобы процесс проходил публично. Закрытое разбирательство, считает он, дискредитирует судебную систему.
По-настоящему процесс еще даже не начался. Состоялось всего шесть слушаний. "При таком ритме, – говорит Валентина Теличенко, один из адвокатов семьи убитого журналиста, – заслушивание свидетельских показаний затянется до осени". Председатель суда объявил процесс закрытым, чтобы воспрепятствовать разглашению государственной тайны: предполагается заслушать показания офицеров МВД. Гражданская сторона подозревает обвиняемых в обструкции.
У них внезапно появились проблемы со здоровьем. А в их отсутствие слушания не проводятся. Недавно один из обвиняемых потребовал вызвать к себе машину скорой помощи, заявив, что присутствие в зале суда депутатов вызвало у него кровотечение из носа.
Ни один из обвиняемых, которым вменяют в вину преднамеренное убийство, не выступил перед судом. В период совершения преступления эти трое сотрудников милиции были очень близки к одному из руководителей МВД Алексею Пукачу. Он является четвертым подозреваемым и в настоящее время находится в розыске. Если поиск виновных этим ограничится, никто так и не узнает, кто заказал убийство Гонгадзе.
Между тем причастность к нему бывшего режима представляется вполне реальной. Аудиозаписи, тайно сделанные сотрудником президентской охраны, были обнародованы в 2001 году. На одной из пленок слышно, как Леонид Кучма приказывает "передать Гонгадзе чеченцам". Бывший глава государства всегда отрицал, что он говорил эти слова: по его словам, речь идет о монтаже.
Предвыборная кампания
Бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко, также попавший под подозрение, показаний дать уже не сможет. В марте 2005 года он был найден мертвым. Следствие установило факт самоубийства. Адвокат Андрей Федур требует, чтобы суд заслушал показания Леонида Кучмы. Пока – безрезультатно. Во всяком случае, до парламентских выборов 26 марта ждать сенсаций не приходится.
По мнению адвоката Валентины Теличенко, затягивание процедуры имеет своей целью вывести из-под удара некоторых политиков, вероятно, причастных к убийству Гонгадзе и сейчас активно ведущих предвыборную кампанию.
Ромэн Фаруджа, InoPressa