"Чтобы сфальсифицировать итоги выборов, Лукашенко был вынужден изолировать Минск и запугивать население. Аресты и шантаж больше не действуют: или он пойдет на жестокие меры, или его режим падет.
Он теперь один, в руках КГБ и части армии. Если его не свергнут теперь, то это произойдет через пару лет, когда разразится экономический кризис". Владимир Кобец, отсидевший три недели в тюрьме, убежден, что в Белоруссии ветер переменился.
Лидер "Зубра", тайного оппозиционного движения, вдохновленного деятельностью организации "Пора" на Украине, вынужден скрываться в пригороде столицы. Закодированные сообщение, доставляемые тайными курьерами из деревень, свидетельствуют о том, что на самом деле скрывается за выборами.
В 2001 году членами "Зубра" были 40 диссидентов, которые поклялись бороться за свободу, обнявшись в самом большом лесу Европы; теперь у них тысячи единомышленников. Они ведут борьбу в университетах и на фабриках, а также в госаппарате и в армии. "Народу, – говорит Кобец, – больше недостаточно набить брюхо. Он испытывает голод по правде, справедливости и свободе. Лукашенко испуган, он чувствует, что скоро его кто-то предаст. Поэтому он прибегает к самым жестоким репрессиям".
- Почему до сегодняшнего дня оппозиции не удавалось собрать больше пяти тысяч человек?
- За последние два месяца силами КГБ было арестовано три тысячи человек. Представители оппозиции, которым было поручено выполнять организаторскую функцию, оказались в тюрьме. Поэтому было решено ждать дня проведения выборов.
- Однако голосование прошло без нарушений.
- В условиях диктатуры демократических выборов быть не может. Никто не может создать свободное общественное мнение. Абсурдно контролировать процедуры на избирательных участках, когда окончательные итоги уже заранее подготовлены и распространены избирательной комиссией. Несмотря на это, более 60% избирателей проголосовали против Лукашенко: но никто не подсчитывал эти голоса.
- Как происходят аресты диссидентов?
- Ты выходишь из дома, и к тебе подходят люди в штатском. Тебя заставляют сесть в автомобиль и увозят. В Белоруссии десятки секретных тюремных лагерей. Ты не в тюрьме, поэтому нет речи о суде. Тебя привозят в лагерь, никто не уведомляет о произошедшем родственников, которые безуспешно ведут поиски в отделениях милиции, в больницах. С этого момента ты превращаешься в существо без будущего. Сегодня известно о 500 пропавших.
- Как готовилась антипротестная операция?
- Агенты КГБ, которые боятся оказаться сообщниками режима, рассказали, что в октябре министерство внутренних дел призвало из запаса 80 тысяч человек, и начались беспрецедентные учения.
- Вы можете их описать?
- В четырех военных округах были построены макеты центра Минска в натуральную величину. Каждый день специальные подразделения отрабатывали операцию по подавлению восстания: изолировать зону, блокировать метро, поезда, автобусы, не позволять людям покидать населенные пункты, раскалывать и разгонять толпу. Они открыли в пригородах столицы новые лагеря, куда планировалось доставлять арестованных манифестантов. Были подготовлены дубинки, гидранты, газ, резиновые пули, не исключалось привлечение снайперов, а также применение ручных гранат.
- Почему Лукашенко начал кампанию по предотвращению терактов?
- Это смешно, начались плохие времена для его двух тысяч телохранителей. Теперь всем известно, что он борется не за государственную безопасность, он борется за собственное спасение.
- Какое влияние возымело объявление о смертной казни в отношении манифестантов?
- Президент подтвердил, что считает террористами не только диссидентов, но и тех, кто требует проведения честных выборов, даря цветы. Видимо, это и есть государственный переворот.
- Почему, несмотря на плебисцит, Лукашенко близок к падению?
- Диктатура, окруженная европейскими демократиями, долго не проживет. Лукашенко не устоял перед демократическим вызовом и поэтому спрятался за советскую модель. Экономика близка к краху, всему пришел конец. Россия об этом знает, и Кремль лишь ждет удобного момента, чтобы отделаться от президента, ставшего жертвой своих параноидальных идей.
Джп. В., InoPressa