По информации издания «Галф ньюз», ссылающемуся на дипломатические источники в Лондоне, Великобритания не будет принимать никакого участия в вооруженных действиях против Ирана. Поскольку общественность выступила против войны премьер-министр Соединенного Королевства (СК) Тони Блэр избегает разговоров о военном вмешательстве в Иран, которые ведет Америка.
Есть реальные причины опасаться, что Иран откажется уступить давлению либо со стороны МАГАТЭ, либо Совета безопасности ООН, тогда США не останется иного выхода кроме как нанести удар по Ирану. США сами загнали себя в угол постоянными угрозами в адрес Ирана, которыми тот пренебрег.
Британские чиновники в частных дискуссиях однозначно заявили, что любая военная кампания против Ирана будет бессмысленной.
Несмотря на тесный альянс с США, министр иностранных дел Соединенного Королевства Джэк Стро назвал военное вмешательство Великобритании в Иран «неприемлемым».
На позапрошлой неделе СК заявило, что выводит из Ирака 800 британских солдатов, или одну десятую своего военного контингента в этой стране. Таким образом, СК как раз стремится ограничить свое участие в военных действиях, инициируемых США, а не брать на себя дополнительные обязательства.
Проанализировав мнения Вашингтона, британские чиновники отметили с тревогой, что сторонников конфронтации с Ираном больше, чем тех, кто посмел высказаться за диалог с противоположной стороной и поставить под сомнение необходимость в войне.
Аналитики из Лондона убеждены, что настоящей целью Вашингтона является «смена режима» в Тегеране, а это уже намного серьезнее, чем противостояние ядерной программе Ирана.
Газета «Вашингтон пост» сообщила на прошлой неделе, что Иран для США - сейчас страна №1, представляющая «интерес» для службы национальной безопасности. Помимо Пентагона и разведывательных служб, вопросом Тегерана занимаются Государственный департамент и наблюдатели со стороны Америки в Персидском заливе.
Ранее в этом месяце государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила: «Ни одна страна не бросала нам такой вызов как Иран, чья политика направлена на формирование Среднего Востока, который на 180 градусов будет отличаться от того Среднего Востока, каким мы хотим его видеть». Она планирует потратить 85 млн. долл. США на расширение американских радио- и ТВ-трансляций в Иран и развитие внутренней оппозиции.
Бывший начальник генштаба израильской армии Моше Ялон даже заявил, что Израиль может нанести удар по Ирану несколькими способами, не только с воздуха. Это заявление тут же восприняли как намек на израильские подводные лодки класса «Дельфин», вооруженные американскими противокорабельными ракетами Гарпун с ядерными боеголовками.
Ричард Перл, в прошлом советник главы Пентагона, один из тех, кто рьяно выступал за войну в Ираке, теперь призывает к войне с Ираном.
Израильский аналитик Зеев Шифф, специализирующийся на военных вопросах, отметил в своей статье в газете Haaretz, что западные разведывательные службы уверены в том, что Иран тайно разрабатывает ядерное оружие.
Похоже, что «за» войну в Иране выступает и Израиль. Иран поддерживает антиизраильские военные группировки - Хизбулла и ХАМАС, а президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад даже призывал стереть Израиль с карты мира, что независимые наблюдатели охарактеризовали скорее как злой ответ Израилю за жестокое отношение к палестинцам, а не как реальную угрозу.
Утверждая, что Иран разрабатывает ядерное оружие, США рискует повторить ошибку, которую совершили по отношению к Ираку, утверждая, что оружие массового поражения, которым обладает Ирак, представляет угрозу Америке и миру.
Не похоже, что Вашингтон не готов прислушаться к совету главы МАГАТЭ, который призывал США вступить в диалог с Тегераном.
Россия, скорее всего, хочет предотвратить войну, не в последнюю очередь, чтобы защитить свои интересы в Иране. Россия снабжает Иран усовершенствованными ПВО и почти закончила строительство первой АЭС в Бушере стоимостью 800 млн. долл. США. Компромисс, который предложила Россия - производство ядерного топлива для иранских АЭС в России в обмен на разрешение Ирану проводить небольшие уранообогатительные работы на собственной земле – был отвергнут США: «Обогащение и переработка урана в Иране недопустимы», - заявила г-жа Райс.
В своем решении противостоять Ирану США не учли все возможные последствия данного шага: опасность пребывания войск США в Ираке, рост цен на нефть и подъем джихадского движения, которое может привести к атакам террористов, направленных против интересов США и Израиля.
Иран имеет неотъемлемое право - согласно Договору о нераспространении ядерного оружия - на приобретение опыта в ядерных исследованиях в мирных целях. И может дать отпор любому агрессору. И даже если у него и будет ядерное оружие – в необозримом будущем – вряд ли он захочет его применить, поскольку его будут сдерживать более мощными арсеналами ядерного оружия в США и Израиле. Таким образом, напрашивается вывод: США нужно начать прямые переговоры с Ираном - и чем быстрее, тем лучше. А еще лучше - обеспечить США стратегией выхода из Ирака и проложить мосты к мусульманской точке зрения.
Наталия Приходько,
По материалам Патрика Сила,
www.gulfnews.com