Те 6-7 тысяч белорусов, которые в прошлую субботу в Минске надеялись на "оранжевую революцию" по украинскому рецепту, проявили большое мужество, но у них было очень мало шансов осуществить задуманное.
Чтобы повторить прошлогодний украинский сценарий, нужна была огромная толпа, а не горстка интеллектуалов и поклонников Запада. Белоруссия связана с Россией многовековыми узами: в основном здесь говорят по-русски, а население до сих пор не восставало ни против своей участи, ни против своего президента – авторитарного Александра Лукашенко.
Бывший председатель колхоза, ставший депутатом, был единственным, кто в 1991 году в Верховном Совете Белоруссии проголосовал против роспуска СССР, что три года спустя помогло ему стать президентом республики. В принципе Лукашенко и Путин – за слияние двух государств, но реализация этого проекта затруднена, так как Белоруссия хочет сохранить советские завоевания. Так, она против приватизации промышленности и расформирования колхозов.
Несмотря на этот "консерватизм", ее экономика развивается успешно: 9,5-процентрый рост ВВП в 2005 году, отсутствие внешнего долга и почти полное отсутствие безработицы. Очень немногие страны региона могут похвастаться такими результатами. Белорусы достаточно информированы, чтобы знать, что в Польше и России большинство населения находится в значительно худшей ситуации. Не эти ли факты позволили Лукашенко на 20% улучшить свой электоральный результат? Или цифры были подтасованы? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос
Александр Лукашенко – это эксцентрик, который продолжает играть в хоккей и склонен к непредсказуемым проявлениям авторитаризма. Его речи часто задевают Путина, что, впрочем, не приводит к замораживанию проекта по слиянию двух государств, график которого остается неопределенным. Россия продолжает защищать Белоруссию от ударов США и Европейского союза. А белорусская оппозиция делает ставку на международные санкции против Лукашенко, практическая реализация которых почти невозможна.
К. С. Кароль, InoPressa