Бывший посол Польши в Беларуси Мариуш Машкевич, арестованный в ходе ликвидации палаточного городка оппозиции в Минске, пропал в недрах тюремных учреждений недавней страны пребывания. Для того чтобы судьбой дипломата заинтересовалось высшее руководство Польши, его отцу пришлось начать голодовку перед зданием Министерства иностранных дел.
В результате Ежи Машкевича принял премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич, потребовавший немедленного освобождения бывшего руководителя польской дипломатической миссии. Но Александру Лукашенко, кажется, глубоко наплевать на польские требования. После того, как оппозиционный митинг разогнан и идут приготовления к торжественной инаугурации отца нации, обращать внимание на требования из какой-то там Варшавы бессмысленно.
Президент Польши и так не поздравил Лукашенко с заслуженной победой, в Варшаве обещают сохранять отношения с Беларусью на минимальном уровне. И зачем в таком случае реагировать на польские требования. У «батьки» - другие проблемы. До повышения цен на российский газ осталось всего несколько месяцев и до этого момента необходимо сообразить, как выходить из осложняющейся ситуации. А тут – какой-то бывший посол!
Мариуш Машкевич, между тем – отнюдь не какой-то. Его судьбу можно назвать во многом символичной – и с точки зрения польского прошлого, и с точки зрения белорусского будущего. Этот человек похож на главного героя недавнего фильма Кшиштофа Занусси «Персона нон грата», демонстрировавшегося и по Российскому телевидению. Диссидент, известный публицист, исследователь взаимоотношений церкви и власти.
Человек, сочувствовавший белорусской оппозиции, он, тем не менее, известен прежде всего своими пацифистскими убеждениями. В тюрьме социалистической Польши Мариуш Машкевич оказался именно потому, что отказывался служить в армии – ношение оружия не соответствовало его убеждениям. Белорусскою оппозицию Машкевич сравнивал с движением Махатмы Ганди – то есть приветствовал прежде всего ненасильственные методы сопротивления. В результате – избиение на площади, арест, тюремный лазарет и неизвестность…
Авторитарные правители делают самую большую ошибку, когда начинают преследовать пацифистов. Закадычный друг Александра Лукашенко Слободан Милошевич с нескрываемым презрением относился к литературному критику Ибрагиму Ругове, призывавшему к ненасильственному сопротивлению албанцев Косова. В результате этого нескрываемого игнорирования Руговы Милошевич получил Армию освобождения Косова, полевых командиров, партизанскую войну на территории края. Дальнейшее известно – попытка изгнания косовских албанцев, акция НАТО, потеря власти и бесславная смерть в гаагской камере.
Если бы в начале своей политической карьеры Милошевич пошел бы даже не на договоренности, а на переговоры с Руговой, он бы мог править еще долго. Или быть уважаемым лидером левой оппозиции, занимающим роскошную виллу в престижном районе Белграда. Но плевать в лицо тем, кто не берет в руки автомат – любимое занятие тех, кто командует автоматчиками.
"Политком.ru"