Вчера премьер-министр Франции 52-летний Доминик де Вильпен обратился к соотечественникам в прямом телеэфире. Он пытался сохранять самообладание, но невеселые глаза и грустный голос выдавали горечь и разочарование. Правительственный проект реформы трудового законодательства, который глава кабинета мужественно отстаивал все последние недели, приказал долго жить. И похоронил этот проект человек, фактически усадивший де Вильпена в мае 2005 года в премьерское кресло и с тех пор неизменно его поддерживавший.
Президент Франции Жак Ширак поддался давлению уличных протестов и настоял на отмене контракта первого найма -- ключевой новации правительства. Вместо него обещано выработать некие меры, призванные помочь «молодежи, находящейся в затруднительном положении».
В результате в затруднительном положении оказался сам Доминик де Вильпен. Идея закона о равенстве шансов принадлежала именно ему, озабоченному значительной безработицей среди молодежи. Для французов в возрасте от 18 до 25 лет она составляет сегодня 22%. Это максимальный показатель для Западной Европы. В парижских пригородах уровень молодежной безработицы приближается к 50%, что вообще не укладывается ни в какие европейские рамки.
Правильно определив один из главных недугов французской экономики, г-н де Вильпен решил отказаться от социалистической защиты трудящихся и встать на сторону работодателей. Стимулом для привлечения на работу молодых было выбрано облегчение процедуры их последующего увольнения. Повысить текучесть кадров среди молодежи -- вот что означало предложение премьера, оформленное в виде положения о контракте первого найма и включенное в восьмую статью закона о равенстве шансов. Контракт позволял работодателю заключать с французом или француженкой в возрасте до 26 лет договор сроком на два года.
В течение этого времени контракт мог быть расторгнут без объяснения причин. Если же молодой специалист выдерживал испытательный срок, контракт первого найма превращался в стандартный трудовой договор.
В начале марта закон о равенстве шансов был одобрен французским парламентом, 31 марта его подписал президент Ширак, а 2 апреля он был опубликован в официальном вестнике «Журналь офисьель» и формально вступил в силу. Однако параллельно с прохождением закона по всем необходимым инстанциям во Франции нарастала волна протестов.
Студенты Сорбонны и других вузов предпочли занятиям и подготовке к экзаменам митинги и демонстрации. Их поддержали французские профсоюзы, организовавшие несколько общенациональных акций протеста. И хотя далеко не все прекращавшие работу транспортники, металлурги и связисты ясно представляли себе суть конфликта, а среди самых буйных участников антиправительственных демонстраций были отмечены ветераны разгромов общественных зданий и схваток с полицией осени прошлого года, президент Ширак дрогнул.
Первые признаки этого появились еще 31 марта -- когда он хотя и подписал закон, но призвал правительство как можно скорее внести в него изменения. Тогда речь шла о сокращении испытательного срока для молодежи до одного года и вменении работодателю в обязанность сообщить молодому специалисту причину его досрочного увольнения.
А вчера утром в крышку гроба для детища де Вильпена был вбит последний гвоздь. Президент решил не дорабатывать положение о контракте первого найма, а попросту отменить его. Доминик де Вильпен сообщил в телеобращении к нации, что вместо восьмой статьи закона о равенстве шансов правительство и законодатели разработают «другие формы поддержки молодежи». Заодно он посетовал, что «не все поняли» его стремление «действовать быстро, потому что того требовало драматическое положение молодежи».
Как стало известно «Времени новостей» из французских источников, суть нового предложения заключается в следующем. Государство может взять на себя финансирование новых рабочих мест для тех представителей молодежи, которые в силу недостаточного уровня профессиональной и образовательной подготовки не смогли бы выдержать двухлетний испытательный срок.
Отныне их трудоустройство будет обеспечено правительственными финансовыми гарантиями. Иными словами, отметил источник «ВН», вместо введения контракта первого найма «государство откроет для малоимущих и малообразованных трудовых ресурсов собес».
Что же касается самого де Вильпена, то провал контракта первого найма может нанести роковой удар по его шансам победить на намеченных на 2007 год президентских выборах. Уровень его популярности уже упал до рекордно низкой в премьерской биографии отметки в 25%.
«Время новостей»