Видя неуступчивость Москвы по отношению к Европе в поставках углеводородного сырья, грузинский президент дает европейцам совет: найдите альтернативные источники энергоресурсов и выработайте общую энергетическую стратегию.
"Как энергетическая держава Россия не будет представлять опасности при наличии альтернативы, – пояснил он в интервью, данном газете Le Monde на конференции, организованной в Брюсселе Фондом Джермана Маршалла. – Когда я говорю своим европейским друзьям, что нужно гораздо больше интересоваться странами Центральной Азии, они говорят мне, что это сложно, что там все нестабильно... Но китайцев это не останавливает! Пока европейцы думают, они уже подписали контракты. И русские тоже! Очень важно искать альтернативные источники... Это и Россию заставит модернизировать свою инфраструктуру".
"Нужна стратегия. На мой взгляд, не следует терять время", – добавил 38-летний грузинский президент. По его мнению, страны Центральной Азии и Азербайджан предлагают более привлекательные ценовые и инфраструктурные условия, чем Россия, а значит, "есть все резоны – цены, доверие, эффективность – к тому, чтобы искать альтернативные источники".
В Киеве, где в понедельник, 22 мая, Саакашвили участвовал в саммите ГУАМ (ассоциации четырех постсоветских государств, ориентирующихся на Запад), он назвал отношения своей страны с Россией "сплошной цепью недоразумений". Они еще более ухудшились после введения Москвой эмбарго на целый ряд грузинских товаров, в первую очередь на вино и минеральные воды (70% российского рынка). Грузинский президент рассматривает эти меры как "экономические и политические санкции", отражающие "российскую реакцию на демократический европейский курс Украины и Грузии, а также ситуацию в Белоруссии". Эти санкции, сказал он, отражают "новую европейскую политику России".
"Спасительная война". "Винная война" (а Михаил Саакашвили уверен, что она вызвана вовсе не "санитарными соображениями", на которые ссылается Москва, так как те же товары, говорит он, получили европейские и американские санитарные сертификаты) сейчас больно бьет по грузинской экономике, но "в перспективе она может стать спасительной" – как это произошло со странами Балтии десять лет назад. "Это даст нам великолепный стимул к улучшению качества наших товаров. Нужно также, чтобы Европейский союз начал открывать свои рынки, так как нас – Украину, Молдавию и Грузии – ни в коем случае нельзя бросать в подобной ситуации".
Еще до конца года Грузия собирается выйти из Содружества Независимых Государств (СНГ) – организации, созданной Россией в 1991 году на развалинах СССР. Михаил Саакашвили не делает секрета из желания вступить в НАТО. Выйдя из СНГ, Грузия сможет потребовать вывода российских миротворцев, размещающихся под эгидой этой организации в Южной Осетии и Абхазии – на территориях, фактически ставших независимыми после вооруженных конфликтов 1992 года. Этот контингент, надеются в Тбилиси, можно будет в этом случае заменить международными миротворческими силами.
Избранный в январе 2004 года, после "революции роз", которая свергла Эдуарда Шеварднадзе, Саакашвили, пользующийся большой благосклонностью Вашингтона, недавно подвергся критике за промедление в процессе демократизации своей страны. Он признает, что "судебная процедура далека от идеала", но подчеркивает, что "ЕБРР недавно отнес Грузию к числу трех наименее коррумпированных стран Европы, тогда как она была одной из коррумпированных стран. Этот путь мы проделали за два года".
Михаил Саакашвили, чьим советником недавно стал бывший эстонский премьер-министр Март Лаар, категорически отвергает обвинение в "путинизации", которая, по его словам, "противоречит его философии". Грузия должна стать "либеральной моделью для региона", говорит он.
Сильви Кофманн, Мари Жего, “InoPressa”