В чем нельзя отказать лидеру Прогрессивно-социалистической партии Украины и предвыборного блока «Народна оппозиция» Наталье Витренко – так это в способности называть вещи своими именами. Ее оценки не так давно отгремевшей избирательной кампании – в интервью корреспонденту.
Как вы оцениваете результат блока «Народная оппозиция» на прошедших выборах?
- В нашей партийной газете «Досвітні огні» я опубликовала статью под названием «Цинизм». Именно так я оцениваю случившееся 26 марта. Цинично растоптали волю народа, назвав это выборами. Почему в других государствах политики, которыми люди недовольны, поддержки не имеют? В Украине все поставлено с ног на голову. Силы, которых близко нельзя к власти допускать, ибо они повинны во всех трагедиях страны, выигрывают кампанию. Почему? Потому что выборы сфальсифицировали.
Это было сделано как при помощи закона – по заложенным наперед специально для фальсификаций нормам, так и посредством подкупа членов избирательных комиссий. Силы, которые скупали голоса, - это Блок Юлии Тимошенко, Партия регионов и «Наша Украина».
- У вас есть доказательства, что фальсификации существенно повлияли на результат выборов?
- Есть, мы подготовили материалы в Европейский суд. Когда был подан иск в Высший административный суд, он, согласно Кодексу административного судопроизводства, был обязан наши претензии предъявить Центризбиркому, который в ответ должен предоставить опровергающие доказательства. Но суд не выполнил своей роли, и ЦИК не предоставил никаких доказательств своей невиновности. Следовательно, Центризбирком полностью виновен в фальсификациях.
На суде я называла цифры расхождений данных первичных протоколов с уточненными протоколами. Одна из них – 335 тысяч. 8 апреля в газете «Голос Украины» был опубликован показатель, который называет количество избирателей, получивших бюллетени на избирательных участках. Через два дня – 10 апреля, протокол ЦИК фиксирует этот же показатель. Но с разницей в 335 тысяч голосов.
Я считаю, что Ярослав Давыдович как глава ЦИК совершил уголовное преступление по фальсификации выборов. Мы обращались в прокуратуру, но ответа не получили. Вдруг у ЦИКа взялся другой показатель. Откуда? Из уточненных протоколов. Уточненные протоколы «нарисовали», выполняя политический заказ. Игра шла по крупному. Был сговор между Юлией Тимошенко и Виктором Януковичем. Сговор о том, что они возьмут наибольший кусок электората. Юля запад и центр «приватизирует», а Янукович – юг и восток.
- А «Наша Украина» как?
- Она осталась ни с чем. «Наша Украина» думала, что сработает через админресурс. Но их облапошила Тимошенко. Я утверждаю, - если бы сегодня вскрыть мешки по двум областям –Винницкой и Донецкой, картина выборов сразу бы прояснилась. Голоса нашего блока в Винницкой области лежат в мешках Юлии Тимошенко, в Донецкой – в мешках Виктора Януковича. Вот почему все наши обращения в суды разбивались как о кирпичную стену.
- Какова, по-вашему, личная роль президента в этом деле?
- А президента обставили. Юлия Владимировна давно играет свою игру. У нее сегодня беспроигрышная игра. Тут сошлись интересы Тимошенко и Януковича. Ни ей, ни ему не нужна была Витренко в парламенте. Почему не нужна Януковичу? Потому что Янукович обманывает Россию. Он же в России рассказывает, что Партия регионов будет защищать восточный вектор.
Не будет. Капиталы Партии регионов в западных банках находятся, и она будет выполнять западный заказ. Юлия Тимошенко тоже на крючке у Запада. Она понимает, что оппонировать в парламенте ей могла одна женщина – Наталия Витренко. Поэтому у Януковича и Тимошенко совпали интересы. И, самое главное – аналогичные интересы были у США. Которые оказали колоссальное влияние и на Виктора Януковича, и на Юлию Тимошенко, и на Виктора Ющенко.
- Сколько, по-вашему, у вас украли голосов?
- Минимум - 3,2 %. Все наши расчеты показали, что мы получили чуть больше 6 % голосов. Хотя, может быть, и намного больше. В начале, когда мы обработали 30 % протоколов, наш показатель был 7,5 %. Это вопиющий в мировой практике случай, когда при недостаче 0,07 % участнику выборов отказали в пересчете.
- Кто еще из политических сил стал жертвой фальсификаций?
- Все остальные в разной степени. Украли голоса у социалистов, украли у коммунистов, - у всех украли. У Ющенко я не думаю, что они что-то забирали. Наоборот, его блок мог даже прикупить, но немного. Полученный «Нашей Украиной» показатель – практически реальный. Тимошенко должна была получить меньше, чем Ющенко. Тут, во-первых, срабатывает механизм, что он при власти. К тому же, они с Ющенко топтались на одном электоральном поле.
Учитывая прошлое Юлии Тимошенко, которое никем не забыто – ее кличка «женщина 10 миллиардов» всему миру известна, на одном поле ей не так уж и легко было выигрывать у Виктора Ющенко. Объективно не могла Тимошенко получить столько голосов. Как не мог и Янукович. Почему? Потому что он защищает интересы корпоративные, своей бизнес-группы, а не интересы народа. Интересы народа он лишь конъюнктурно декларирует.
- Итак, вы не довольны результатом, фактически полученным по итогам выборов?
- Конечно, нет. Мы очень мало получили – всего 1048 депутатских мест. У нас электоральная поддержка намного больше.
- Причина – только фальсификации?
- Нет, не только. Я ставлю это в вину прежде всего нашей партии, показавшей недостаточную организационную сплоченность. Также я обвиняю, и буду очень серьезно об этом говорить через несколько дней на съезде, наших союзников - партию «Русь». Они нас очень подвели, вся ПСПУ по этому поводу негодует. Дело в том, что поскольку мы имели несоизмеримо меньший, чем у партии «Русь», финансовый ресурс, они навязали нам свою схему избирательной кампании.
Потом мы поняли, что их схема проигрышная, намного хуже той, которую предлагали мы. Но они еще и не выполнили своих финансовых обязательств, – что называется «кинули». Наши люди работали, а самой элементарной компенсации затрат не получили. В определенный момент партия «Русь» просто отказалась финансировать кампанию, а других денег у меня не было.
Да и теперь, когда мы видим, как представители партии «Русь» ведут себя в целом ряде советов – меня это, конечно не устраивает. Похоже, им все равно – Вашингтон или Москва, - главное, чтобы деньги платили. Наши союзники оказались негодными для борьбы. Будем искать себе других союзников.
Но фальсификация выборов – самая главная проблема. При всех остальных вопросах мы бы однозначно прошли в парламент. Еще одна причина – ЦИК изуродовал механизм подсчета голосов, и мы показывали это в суде. Чтобы определить, сколько конкретная партия или блок получили процентов голосов, эти проценты, по закону, нужно вычислять из всех голосов «за», отданных за все партии.
Если так посчитать, мы получили 3,05 %. Что сделал ЦИК? Он пренебрег буквой и духом закона, добавив в общее число голосов «за», из которых вычисляется процент в пользу каждого конкретного субъекта, голоса «против всех» и недействительные бюллетени. Таким образом, нам сделали 2,93 %.
- Некоторые политики уже готовятся к президентским выборам – блок Тимошенко, судя по некоторым шагам ее лидера, практически стартовал. А как вы?
- Ну, у Тимошенко же 10 миллиардов. У нас разные весовые категории.
- Но деньги не все определяют.
- Деньги здесь определяют все. У меня нет денег на президентские выборы, ведь это колоссальные затраты. Идти в бой просто так против такой силы – я ж не камикадзе. Чтобы просто спалить себя? Нужна стране такая президентша, как Юлия Тимошенко? Пожалуйста, пусть голосуют за Тимошенко.
Не нужна, – тогда в стране должны найтись внушительные силы, которые объединяться вокруг другой кандидатуры, и будут обеспечивать ее победу. Будь это Витренко или кто-то другой. Но это должна быть не выскочка. Я на такие экстравагантные выходки не собираюсь идти.
- Как вы оцениваете перспективы того, чтобы добиться пересмотра результатов выборов в Европейском суде?
- Я очень не довольна Европейским судом. Наши материалы по фальсификации парламентских выборов 2002 года там четыре года лежат. А теперь помимо дела 2002 года они еще получат дело 2006 года. Все эти мешки с документами я на Европейском суде выложу и покажу. Я никоим образом не собираюсь соглашаться, что в Украине устанавливается диктатура.
Это диктатура называется, - когда воля народа «по боку». Вы зайдите в ЦИК, посмотрите на его членов – они же ночью плохо спят, потому что знают, что они преступники, и в курсе, что Витренко это будет доказывать. Я сделаю все, чтобы они сидели в тюрьме – весь Центризбирком. И я не собираюсь мириться с тем, что сделал Высший административный суд. Кроме того, Европейский суд должен дать определение по судьям, которые блокировали рассмотрение дел
- Но вы же не надеетесь добиться в Европейском суде отмены результатов прошедших выборов?
- Почему?
- Сомнительно, чтобы они на такой радикальный шаг пошли…
- Почему сомнительно, если это факт – нелегитимность парламента? Я бы очень хотела добиться отмены – тогда будут нелегитимны все решения, которые Верховная Рада успеет наштамповать. Это скандал будет международный. И он должен быть, потому что нельзя позволять бандитам беспрепятственно делать то, что они сделали. Европа не должна мириться с тем, что в нас происходит в Украине.
Кому-то не нравится Витренко. Ну, не нравится, так не нравится. Я ж не говорю, что должна всем нравиться. Но если есть часть населения, которая меня поддерживает, и этих людей лишают права иметь свое представительство, - это насилие.
- Смешанная «сине-оранжевая» парламентская коалиция, о которой в последнее время много говорят – это благо или зло для страны?
- Зло, конечно. Ющенко расколол Украину. Раз Украина расколота – по политическому, конфессиональному, другим критериям, честность в политике заключается в том, чтобы силы, которые представляют интересы большей части населения, получили власть в свои руки. Даже если сегодня «оранжевые» будут руководить – это ж преходящее. Потом они могут быть сменены «бело-голубыми».
А если делают «кашу» под названием широкой коалиции, из нее страна может выйти только в результате бунтов, гражданской войны и революции. Цивилизованно разрулить эту «кашу» не получится. Ющенко и Янукович с такой политикой ведут Украину к гражданской войне.
"DailyUA"