Подорожания российского газа для Украины, которого все ожидали с 1 июля, не будет. Заместитель главы правления "Газпрома" Александр Рязанов заявил, что решения о поднятии цен пока нет. Договор между НАК "Нефтегаз" и РосУкрЭнерго, который был подписан 4 января 2006 года, таким образом, пока пересматриваться не будет. Известный украинский эксперт по вопросам энергетики Владимир Омельченко считает, что Украина может попытаться использовать эту передышку для того, чтобы отстоять свои позиции в большой геополитической игре.
Почему анонсированное поднятие цены на российский газ для Украины не состоится 1 июля?
Я думаю, что Россия не будет предпринимать каких-то резких шагов до заседания Большой Восьмерки, которое состоится в Санкт-Петербурге в середине июля.
Накануне члены американского Конгресса обвинили Россию в газовом шантаже Украины. Это было давление на Россию со стороны G-8?
Нет, я не думаю, что это давление со стороны Восьмерки. Это определенная политика Соединенных Штатов, которая направлена на усиление своего влияния в евроазиатском регионе.
Чем это чревато для Украины? Осенью у Киева будут проблемы?
Я думаю, что тут надо отделить вопрос политики от вопроса экономики. Самое слабое звено в российско-украинских отношениях, это именно ценовая политика. Пока мы не определимся с четкими принципами на долгосрочной перспективе формирования цен на природный газ...
В Европе цены на газ формируются в зависимости от цен на конкурентные виды топлива - на нефтепродукты, мазут, уголь, по определенной формуле по некоторым регионам.
В Украине отношение ценообразования на российский газ раньше формировалось в соответствии с политической коньюктурой и тому подобное. Не было четких принципов, а были межличностные отношения. Если же мы перейдем на четкие принципы, то у нас не будет проблем с Россией.
Еще тут надо отметить, что очень важно - ведутся переговоры с Республикой Туркменистан. Пока что ни Россия, ни "Газпром" не договорились, ни Украина, я думаю, тоже не договорилась. Вот сейчас Украине надо просто перехватывать природный газ даже по более высокой цене, то есть, завладев ресурсом, даже по более высокой цене, мы получим цену все равно намного ниже, чем в Европе.
И тогда Украина сможет перехватить стратегическую инициативу в газовых вопросах. Если же мы будем надеяться на дешевую цену, то мы упустим момент и Россия усилит свое влияние в Туркменистане.
То есть, речь идет о том, чтоб переиграть на переговорах "Газпром"?
Думаю, нынешняя украинская команда вряд ли это сможет сделать, потому что она не обладает соответствующими аналитическими знаниями и интеллектуальными ресурсами.
Я не верю, что нынешняя команда переиграет "Газпром".
Я думаю, такие личности есть, но они находятся за скобками политического процесса. В основном у нас власть, к сожалению, формируется по политическим приоритетам, а не по профессиональным. Поэтому, вряд ли в ближайшее время профессионалы будут привлечены к переговорам.
Какой же сценарий ждет Украину?
Самый худший вариант - это расстроить отношения и с Россией, и с Евросоюзом. Если мы сейчас не сориентируемся и полностью не сможем определиться в нашей позиции, и "Газпром" сможет убедить ЕС в том, что поставки газа не осуществляются в нужных объемах из-за проблем с Украиной и по ее вине. Вот тогда и Евросоюз и Россия будут в одном мнении, что Украина - самое слабое звено транзитной политики и ненадежный партнер.
А наилучший, - если мы сбалансируем отношения с Россией и ЕС и подпишем с Россией долгосрочное соглашение на принципиально новой основе.
В первую очередь - по ценовой политике, и по развитию программ сотрудничества, в том числе - совместной добыче нефти и газа в РФ. По модели, по которой сейчас с Россией работает Германия.
Юлия Тимошенко говорила об альтернативных поставках. Имелись в виду личные договоренности с Туркменбаши? Откуда взялись эти источники?
Она имела в виду Азербайджан, Иран и Туркменистан. В принципе, можно работать в этом направлении. В частности, перехватить туркменские поставки при разумной политике прямо сейчас, хотя там и есть проблемы. Но, что касается сотрудничества с Азербайджаном и с Ираном, то это очень долгосрочные проекты, они не реализуются в ближайшие 10 лет.
И что же, чего-то можно добиться?
Не летать в облаках в отношении Азербайджана и Ирана - что, вот, мол, через 2-3 месяца, или через год мы начнем поставки. Ключевой вопрос - это урегулирование российско-украинских отношений в газовой сфере и возобновление плодотворного сотрудничества с Туркменистаном.
А внутри рынка тоже ведь бардак и борьба за внутренние сети. Ожидается ли какая-то стратегия украинского правительства на этот счет?
На данный момент никакой политики нет. Есть коньюктура и борьба за финансовые потоки. Но общей государственной политики в газовой сфере сейчас не существует. Поэтому, предстоит тут разработать серьезную программу, в том числе, по формированию газового рынка в Украине. Надо принимать закон о либерализации рынка и другие действия предпринимать. Причем, как можно быстрее.
Пока украинские структуры "съедаются" более влиятельными российскими и утрачивают контроль над ситуацией. Как вы считаете, что ждет "Нефтегаз"? Во главе компании опять будет политическая фигура, а не профессионал?
Я считаю, что "Нефтегаз" находится уже в таком состоянии, что непрофессионалов он просто не выдержит. Чисто физически. В такой форме, как эта компания сейчас находится, она не имеет будущего. Она должна подвергнуться очень глубокой трансформации и реформированию.
На Украине есть люди, которые способны это осуществить? Та же Тимошенко, которая, скорей всего, станет премьером, говорят, активно борется за "своего" главу "Нефтегаза".
Люди есть, было бы желание, чтобы компания работала на интересы государства, а не обслуживала кланы. Потому что это практически был механизм перераспределения финансовых ресурсов от государственной собственности в пользу провластных кланов. Если ситуация такой и останется, компания просто обанкротится и ввергнет страну в колоссальные проблемы. А если она перестроится по европейским принципам управления, я думаю, у нее будет перспективы.
Новый Регион