«ELCOMART Международная жизнь» предлагает Вашему вниманию взгляд американской журналистики на возможные последствия предстоящего Саммита «Большой Восьмерки». Просим взять во внимание недостаточную компетентность журналиста в классификации Российских общественных группировок.
Предстоящий саммит «Большой восьмерки» в России рассматривают как значительное достижение для президента Путина, который поставил своей главной задачей восстановление престижа России. Этот момент станет вполне очевидным в ближайший уик-энд, когда Путин будет торжественно встречать мировых лидеров из США, Великобритании, Китая, Японии, Италии, Франции и Германии. В то же время есть опасения, что саммит приведет к обострению отношений между Россией и Западом.
Между лидерами «Восьмерки» была достигнута договоренность, что на повестку дня выносятся три центральных вопроса, вызывающих глобальную озабоченность: энергетическая безопасность, проблемы образования и борьба с инфекционными заболеваниями. Однако для России еще более важен личный вопрос: доказать, что она достойна чести быть на авансцене мировой политики.
Сотрудник московского отделения «Фонда наследия» (Heritage Foundation) Евгений Волк заявил в интервью «Голосу Америки», что главная задача России – подстраховаться от унизительных политических нападок во время столь важного международного мероприятия. Россия считает, что уже сейчас она становится объектом все более жесткой критики Запада за отступления в вопросе защиты прав человека и демократии.
Россию также обвиняют в том, что она использует свои энергетические богатства для политического шантажа своих соседей, у которых нет столь крупных запасов энергоносителей, например, Грузии и Украины. Вряд ли, по мнению российского аналитика, президент Путин безропотно смирится с подобными обвинениями: «Он постарается втянуть других участников саммита в дискуссию, чтобы убедить их, что в России-то все хорошо, что Россия все делает правильно, а вот им, дескать, самим не мешало бы кое-что исправить у себя дома. Наверно, он будет говорить о нарушениях прав человека в Америке, о ситуации во Франции, где в прошлом году прошли демонстрации мусульман. Он не уйдет в защиту, а постарается перейти в нападение».
Аналитик Маша Липман, сотрудница Московского центра Карнеги, напоминает, что с приближением саммита российский президент заранее и открыто занял жесткую позицию: «В общем, делается такое заявление: да, мы такие, как есть. Мы не считаем, что у нас что-то не в порядке, и мы никому не позволим требовать от нас, чтобы мы изменились, и диктовать, как нам вести наши внутренние дела».
Подобный месседж, говорит Маша Липман, отчасти объясняется отсутствием консенсуса между членами «восьмерки» о том, как следует относиться к России. А поскольку его нет, она в отличие от своего коллеги Евгения Волка предсказывает, что Путину удастся провести саммит без особых проблем.
«Очень важно также, – добавляет Маша Липман, – что президент Буш, несмотря на все ожидания, в последнее время воздерживается от открытой критики в адрес России. Судя по этим признакам, вряд ли он будет выступать столь же жестко, как это делает кое-кто из его ближайших помощников. По всей видимости, он хочет сохранить добрые отношения с Путиным ради того, чтобы найти решение вопросов, имеющих наибольшую, критическую важность для Америки, – и прежде всего по Ирану».
Соединенные Штаты хотят, чтобы Россия использовала свое влияние на Иран, дабы побудить его отказаться от программы по обогащению урана, которая, как опасаются США, может быть использована для создания ядерного оружия. Но, по мнению Евгения Волка, петербургский саммит выявит не сходство, а различие позиций России и Запада по этому вопросу: «По всем главным вопросам – энергетическая безопасность, выход из иракского кризиса, развитие ситуации с Ираном, ядерные амбиции Северной Кореи, американо-российское сотрудничество в борьбе с терроризмом, операции в Центральной Азии, отношения с постсоветскими государствами на Кавказе, – по всем этим вопросам Россия и США имеют различные точки зрения».
Эксперты считают, что совпадения позиций участников саммита в Петербурге можно пересчитать по пальцам. Среди них – борьба с бедностью, с распространением вируса ВИЧ/СПИДа, усиление глобальных мер по ядерному нераспространению.
Широко распространено мнение, что США могут одобрить вступление России во Всемирную торговую организацию. Это может произойти до начала саммита, во время запланированной на пятницу 14 июля встречи президентов США и России.
Тем временем ожидается, что около полутора тысяч антиглобалистов соберутся в Санкт-Петербурге, чтобы провести «альтернативный саммит», приуроченный к саммиту «Большой восьмерки». Во время предыдущих саммитов десятки тысяч активистов антиглобалистского движения устраивали акции протеста, иногда сопровождавшиеся насилием. Однако организаторы нынешнего альтернативного саммита заявляют, что ограничатся обсуждением тех же проблем, что и участники саммита «Большой восьмерки».
Учитывая приезд в северную столицу России множества высокопоставленных гостей, милиция вводит повышенные меры безопасности. Аэропорт и морской порт Санкт-Петербурга будут полностью закрыты на три дня. Власти усилили охрану местной атомной электростанции.
За несколько дней до начала саммита городские власти проводят программу амнистии на сданное населением оружие. Реализация программы началась после того, как милиция обнаружила небольшой тайник с оружием в здании рядом с главной автомагистралью, по которой будут следовать прибывающие на саммит лидеры государств «Большой восьмерки».
Специальный представитель президента Путина по подготовке саммита в Санкт-Петербурге Игорь Шувалов выразил надежду, что к концу этого мероприятия Россия получит признание как ценный и полноправный член «Большой восьмерки».
Лиза Макадамс, «Голос Америки»
ELCOMART Международная жизнь