Совет Безопасности ООН на будущей неделе проведет опрос по четырем азиатским кандидатам, претендующим на кресло Кофи Аннана. Это будет первый шаг к избранию нового генсека ООН.
Совет, куда входят 15 стран, в понедельник проведет тайное голосование, если заседание не отложат из-за конфликта между Израилем и "Хизбаллах", сообщили дипломаты ООН.
"Это конкурс красоты", – сказал британский дипломат о закрытом заседании, где кандидатов расставят в порядке популярности. Голосование анонимное, и на этом этапе не станет известно, кого поддерживают страны, имеющие право вето.
Когда станут известны имена одного-двух кандидатов, поддерживаемых Совбезом, его члены проведут консультации в столицах и вновь проголосуют.
Аннан, гражданин Ганы, завершит второй пятилетний срок на посту генсека в конце нынешнего года. Азиатские страны утверждают, что теперь "их очередь" занять этот пост на основе географической ротации. США и Британия говорят, что Совет Безопасности должен выбрать наиболее достойного кандидата, не обязательно из Азии. Двое из четырех претендентов – это бывшие или нынешние сотрудники ООН. Шаши Тарур из Индии, заместитель генерального секретаря ООН по связям с общественностью, является советником Аннана, а Джаянтха Дханапала из Шри-Ланки дружит с генсеком и был его заместителем по вопросам разоружения.
Двое других – это вице-премьер Таиланда Суракиарт Сатиратай, которого поддерживает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и министр иностранных дел Южной Кореи Пан Ги Мун.
Кандидаты ездят по миру, добиваясь поддержки в 15 странах, входящих в Совбез. Но последнее слово за пятью его членами, обладающими правом вето, – Британией, США, Францией, Россией и Китаем. Дипломаты отмечают, что эта пятерка не раскрывает свои карты. Возможно, имя будущего победителя на данном этапе не упоминается. Но имена Тони Блэра и Билла Клинтона не принимают всерьез, так как считается данностью, что генсек ООН не может быть гражданином одного из постоянных членов СБ.
Британия ищет генсека, обладающего достаточным влиянием, чтобы напрямую звонить мировым лидерам, а также управленческими навыками в тот период, когда репутация ООН в мире невысока.
Но неизвестным в этом уравнении является точка зрения Китая, который публично заявил, что новый генсек должен быть из Азии.
У каждого из кандидатов есть хотя бы один изъян. В случае Тарура – это его тесная связь с аппаратом Аннана, а также то, что Пакистан будет вести кампанию против кандидата из Индии. Немаловажно и то, что члены Совета Безопасности предпочитают видеть среди кандидатов представителей маленьких стран, где нет конфликтов.
В случае Дханапалы – это его возраст: ему 67 лет, на два года больше, чем официальный пенсионный возраст чиновников ООН.
Пан Ги Муна, который усердно обхаживает Вашингтон, критикуют за неспособность его страны призвать КНДР к ответу за нарушения прав человека. Против него также настроена Япония, добивающая постоянного места в Совбезе.
Суракиарт Сатиратай непопулярен на родине и не прославился твердой позицией по правам человека и демократии.
Франция всегда настаивает, что генсек должен свободно владеть французским языком, что дает преимущество кандидатам из Таиланда и Южной Кореи.
Дипломаты говорят, что Совбез надеется завершить процедуру назначения к октябрю. Но в ООН ничто не идет по плану. Например, посол США Джон Болтон в этом году говорил, что хочет, чтобы решение приняли к июню.
Соперничающие ветераны
Джаянтха Дханапала
67-летний дипломат из Шри-Ланки является советником президента по мирному процессу в этой стране. Имеет опыт ведения многосторонних переговоров по договору ООН о разоружении. Владеет китайским языком.
Шаши Тарур
50-летний индийский дипломат, родившийся в Британии, является заместителем генсека ООН по связям с общественностью. Имеет 28-летний стаж работы в ООН по миротворческим гуманитарным вопросам. Плодовитый писатель.
Пан Ги Мун
66-летний кадровый дипломат последние два года занимает пост министра иностранных дел Южной Кореи и играет видную роль в шестисторонних переговорах по ядерной программе КНДР.
Суракиарт Сатиратай
48-летний вице-премьер и министр иностранных дел Таиланда является дипломатом и ученым. Говорит, что готов принимать непростые решения по реформе и верит в многосторонние усилия. Его родители получили образование во Франции.
Анна Пенкет, “InoPressa”