Владимир Литвин считает, что с приходом к власти команды Партии регионов в Украине может возродиться пресловутая политика многовекторности президента Леонида Кучмы.Новое равительство вновь вынуждено будет лавировать между Россией и Европой....
– Владимир Михайлович, ваш прогноз по развитию политической ситуации в Украине?
– Не вижу ничего экстраординарного в том, что происходит в Украине. В Украине все заметные события, как и принятие знаковых решений, происходили на фоне конфликтов. И то, что мы наблюдаем сегодня, является кризисом государственности. Причиной данного кризиса стал низкий авторитет власти.
По большому счету, это вызов для украинской государственности, поскольку Украина может потерять свою государственность, и в результате произойдет фрагментация государства на отдельные регионы. Сейчас политики стараются не видеть этого и не предпринимают никаких действий, чтобы этому воспрепятствовать. А это еще более усугубляет процессы в стране, и ситуация развивается от плохого к худшему.
У нас есть небольшой временной лаг, за который мы можем нормализовать политические процессы внутри страны и вернуться в нормальное русло. Но это зависит от того, насколько президент Украины и представители политических фракций, представленных в парламенте, смогут взять на себя ответственность.
– Ключевым моментом раскола «оранжевой» коалиции стал выход из нее СПУ, однако, как говорят юристы, это произошло с правовыми нарушениями. Как вы оцениваете данный поступок Александра Мороза?
– Никто не может диктовать политической партии, как ей поступать, если она действует в рамках Конституции. Это право каждой политической силы. Если говорить о регламентной чистоте и правильности произошедшего, здесь возникают вопросы. С одной стороны, о выходе из коалиции партия должна заявить за 10 дней для того, чтобы у других участников была возможность восполнить «политический пробел» или найти убедительные аргументы для того, кто хочет отсоединиться.
С другой, анализируя коалиционное соглашение демократических сил (СПУ-НУ-БЮТ), можно найти моменты, которые настораживают. По большому счету, «оранжевая» коалиция означала узурпацию власти легальным путем, и говорить о правильности и целесообразности «оранжевой» коалиции не приходится.
– Как вы считаете, может ли пропрезидентская «Наша Украина» уйти в оппозицию? Имеет ли она на это право?
– «Наша Украина» — политический проект. Партией она является де-юре, а вот де-факто только должна стать. Оппозиционная деятельность далека от НСНУ, и они не смогут пойти в оппозицию. Единственной причиной этому является то, что большинство членов партии уже вкусили власть и не мыслят себя вне ее. Представители НСНУ в парламенте поправили свое материальное положение и экономический ресурс, но, как мы знаем, аппетит приходит во время еды. «Нашеукраинцы» рассчитывали, что останутся в правящей партии и смогут решать вопросы в своих интересах.
Сейчас им чрезвычайно сложно отступить от этого и вернуться назад. Часть депутатов из «Нашей Украины» будет искать «крышу» в виде правящей партии и примкнут к сильной стороне — Партии регионов.
Они перейдут к «регионалам» поодиночке или пойдут политическими рядами с новой политической формой — призывами за стабильность, консолидацию, решение экономических задач, ссылаясь на усталость народа. Но это все будет означать предательство президента, которое будет сопровождаться мотивами о том, что глава государства не смог обеспечить спокойное существование «нашеукраинцам».
Я считаю, что проект НСНУ обречен на политическую смерть, поскольку там было консолидировано то, что вообще не может существовать вместе. «Нашеукраинцы» объединились по конъюнктурным соображениям, импульсивно, или под политические моменты, но уже прошли те времена, когда за один год можно было построить политическую партию.
– Как вы считаете, какой экономический курс предложат члены «антикризисной» коалиции?
– Состоятельные люди заинтересованы в стабильности и прозрачности экономики, в трудоустройстве населения, и чтобы общество было спокойным. Тогда это даст им возможность уверенно выстраивать бизнес-планы на будущее.
Если в стране нестабильность, и нельзя предвидеть развитие событий, любой бизнесмен будет работать на короткий результат и выводить капиталы за пределы страны. Бизнес менее всего заинтересован в политических разборках и хочет поставить на ключевой пост в стране своего человека, который бы представлял его интересы.
– Как вы считаете, может ли президент уговорить «антикризисную» коалицию подать на пост премьера кого-то другого вместо Януковича?
– Если Партия регионов выполнит те требования, которые были выдвинуты «Нашей Украиной», то они перестанут существовать. Я думаю, что «регионалы» никогда не пойдут на попятную, поскольку они продумали все действия, просчитали все последствия и свои дальнейшие шаги. Они будут стоять на том, чтобы Янукович стал премьер-министром. Лидер «регионалов» может не стать главой правительства лишь в том случае, если президент распустит парламент.
– Если все же парламент будет распущен президентом, переживет ли экономика Украины очередные парламентские выборы?
– Если верить словам Юрия Еханурова, хуже быть не может. Наша экономика чувствует себя прекрасно в моменты политических кризисов. Выходит, атмосферу неопределенности надо продлить, и тогда в Украине произойдет чудесный рост. Но это лишь измышления, в которых желаемое выдают за действительное.
Я считаю, что ничего страшного не произойдет, если состоятся перевыборы парламента. Но этого не будет, поскольку никто на себя не возьмет ответственность распустить парламент. Сейчас все зависит от президента и того, какую политику он будет проводить. У него есть два пути — либо отстаивать свою политическую линию, либо идти на поводу у происходящего. В случае неопределенности президента Украину ждут весьма плачевные перспективы как в отношении экономической и политической ситуации, так и будущего института президентства. Поэтому Виктор Ющенко должен решить, остаться ведомым или стать ведущим в стране.
– Насколько внешний курс Украины изменится, когда главой правительства станет Виктор Янукович?
– Он возвратится на тот курс, который был во времена правления Кучмы — политика балансирования, или многовекторная. Она будет базироваться на движении в Европу, но и реализации всех договоренностей по вступлению в единое экономическое пространство (ЕЭП). Новое правительство должно будет лавировать, чтобы найти общий язык с Европой. Я знаю, что некоторые члены Партии регионов хотят поехать в Европу на переговоры, но им отказывают на сегодняшний день.
– Каких результатов можно ожидать после повторных парламент-ских выборов? На что рассчитывает ваша партия?
– Из пяти политических сил две силы — КПУ и СПУ — оказались бы за пределами парламента, а «Наша Украина» в лучшем случае получила бы в два раза меньше голосов. Вот это удерживает президента от радикальных шагов распустить парламент. Нужно смотреть на проведение выборов в полном контексте.
Вопрос легитимности будет подниматься при острых политических ситуациях. Кроме этого, процент-ный барьер не повысится, поскольку парламента не будет, и никто не сможет принять решение о повышении процентного барьера на выборах. Но и никто не знает, какой именно должен быть проходной барьер.
– Вы еще собираетесь участвовать в большой политике?
– Я активно занимаюсь Народной партией. Мы усиливаем позиции партии, не только под выборы, поскольку народ должен знать и помнить о существовании такой политической силы, как Народный блок Литвина. Партия пойдет на президентские выборы, и не считаю, что партия должна прислуживать кому-то, поскольку она должна учиться мобилизовывать общество через своих сторонников.
"Дело"