Президент Украины Виктор Ющенко в среду однозначно дал понять: он не торопится искать выход из политического кризиса. Ни Рада, ни страна в целом так и не получили от него ответа на главный вопрос - как Ющенко намерен восстанавливать систему власти. Законодатели не дождались от него внятных разъяснений: согласится ли глава Украины с «переназначением» своего соратника Юрия Еханурова на премьерский пост. В президентской команде, которой такой поворот событий, казалось бы, выгоден (по крайней мере, выгоднее кандидатуры Януковича), назвали решение парламентариев об отмене отставки правительства неконституционным.
О том, что думает сам Ехануров по поводу своего неожиданного возвращения к должности, он рассказал собственному корреспонденту в Киеве Янине Соколовской.
- Решение депутатов об отмене отставки Вашего правительства - попытка предотвратить роспуск Рады? Ведь по закону Ющенко уже сейчас мог это сделать: парламент не успел в отведенные сроки сформировать новый кабинет.
- Когда в январе, перед парламентскими выборами, Рада объявила об отставке правительства, мы это решение не признали и продолжили работать. Я назвал увольнение моей команды предвыборной технологией, которая не имеет конституционных последствий. На нападки мы не реагировали, на внешние факторы внимания не обращали.
Авторы постановления об отмене отставки правительства придумали красивую интригу. Они нашли чем занять себя и развлечь людей на улицах. Ситуация очень непростая. Представители Антикризисной коалицииво главе с Януковичем должны приложить максимум усилий, чтобы договориться с коллегами из «оранжевого» лагеря и Президентом.
Еще до парламентских выборов я предупреждал, что в первый день работы новой Рады объявлю об отставке, но буду исполнять обязанности до формирования нового правительства. Я добровольно пошел на то, чтобы одновременно быть и премьером, и депутатом. Как член Рады я участвовал в переговорах о формировании коалиции. Сейчас, после решения об отмене отставки кабинета, ничего не изменилось: я остаюсь и депутатом, и главой правительства. Буду совмещать эти занятия столько, сколько потребуется.
- Депутаты говорят, что «восстановили Вас в должности» с одобрения Президента. Ющенко забыл отозвать из парламента свое январское заявление о том, что отставка правительства Еханурова незаконна и ее нужно пересмотреть.
- Все это подковерные игры. Я в них не специалист, пусть юристы разбираются. Я знаю, что стал уникальным премьером. Так и напишу в своих мемуарах: «Я возглавлял правительство, которое несколько раз увольняли, а потом возвращали на работу». Это единственный известный мне случай в украинской истории. Я хочу напомнить депутатам слова Высоцкого: «Расстреливать два раза уставы не велят».
- Вы заявили, что президентской фракции «Наша Украина» нужно договариваться с Партией регионов. Вы хотите стать первым вице-премьером в правительстве лидера «региональщиков» Виктора Януковича? Именно его кандидатуру выдвинуло парламентское большинство.
- Я не собираюсь работать в правительстве Януковича. Хочу остаться в парламентском Комитете по науке и образованию, пока университетские преподаватели еще принимают меня за своего. Я 18 лет преподаю в Киевском университете имени Шевченко - не прекращал эту деятельность, даже когда меня назначили главой кабинета. Как только появится новое правительство, я сосредоточусь на решении вопросов науки и образования в парламенте. Я этого хочу. Но не забываю при этом, что я человек Президента и должен работать там, где он считает нужным.
- Янукович говорит о «наследстве», которое ему достанется от Вашего правительства: об упадке экономики, уменьшении социальных выплат. Эти заявления соответствуют действительности?
- Реальные доходы населения выросли более, чем на 20%. Мы наполнили Пенсионный фонд, подтолкнули развитие социальных программ, взялись за расчистку «серого» сектора экономики. Я несколько раз работал в правительстве и понимал, что на этот раз пришел ненадолго, но обязан успеть многое. Любой премьер, который придет вместо меня, будет двигаться по проложенным нами рельсам.
Украина будет идти в европейском направлении, вопрос только в том - быстрее или медленнее. Наши главные проблемы - невоспитанность элиты и традиция вставлять ножи в спины друзьям. Потому и существует поговорка: «Украинцам врагов не надо, они сами справляются». Наглядно ее актуальность сейчас демонстрируют многие депутаты парламента.
- Не опасаетесь ли Вы, что украинский политический кризис может закончиться так же, как российский 1993 года?
- Расстрела парламента не будет, мы найдем свой вариант решения проблемы. У нас политики спокойнее, чем в России. Они действуют активно, но тихо.
"Известия"