После парламентских выборов 2006 года Виктор Янукович не только оказался у власти, но и повторно занял кресло премьер-министра Украины, получив при этом достаточно серьезные шансы стать следующим президентом нашей страны. Вместе с тем бывший пресс-секретарь лидера Партии регионов Анна Герман считает, что Виктор Янукович не будет принимать участия в следующих президентских выборах.
— Вы уже успели почувствовать себя народным депутатом?
— Честно говоря, нет. У меня было столько работы в процессе формирования коалиций, что обязанностями народного депутата еще не занималась в полной мере. Небольшую передышку я посвятила завершению работы над книгой о Викторе Януковиче.
Но с началом работы ВР намерена заняться своими непосредственными обязанностями — работой над законопроектами. Кроме решения вопросов, связанных со свободой слова, я бы хотела оказать помощь беспризорным. Для меня это очень болезненная тема...
Пока что на письма на эту тему в большинстве случаев отвечают мои помощники, а я бы хотела переписываться с людьми сама. Но для этого у меня пока нет времени. Кроме того, в Верховной Раде до сих пор все было очень неспокойно, а потому — неорганизованно. По существу, парламент еще не работал так, как он должен работать — спокойно и системно.
— События, которые произошли после формирования оранжевой коалиции, стали для вас неожиданностью или вы все-таки верили в то, что Виктор Янукович повторно займет кресло премьер-министра?
— Я всегда в это верила. И всегда об этом говорила. Сразу же после президентских выборов 2004 года. Я знала, что так оно и должно быть, иначе Украина пойдет в никуда. Даже когда на парламентскую трибуну вышла Юлия Тимошенко и сказала: «Власть — это уже не про вас».
Она посмотрела в сторону Партии регионов, но я и в эти минуты верила, что что-то должно произойти. Может, это будет звучать несколько метафизически, но я убеждена в том, что во многом исход событий был предопределен молитвами, которые посылали Богу миллионы приверженцев Януковича. Виктор Федорович каждую поездку во время минувшей избирательной кампании начинал с общей молитвы с теми людьми, к которым приезжал. Эти молитвы не могли не быть услышанными.
Мы думаем, что все происходящее создается только здесь и только волей политиков. Я же глубоко верю в Божье провидение. Вера в то, что Янукович вернется, что будет именно так, а не иначе, всегда жила во мне. Мне сложно объяснить, откуда она бралась, но я ощущала ее постоянно. И когда состоялось голосование за его кандидатуру, когда все аплодировали, я не могла сдержать слез. В тот момент я осознала: справедливость в этом мире существует.
— Можно ли ожидать в сентябре создания так называемой широкой коалиция при участии «Нашей Украины»?
— Хотелабы в это верить. Но «Наша Украина» сейчас просто не знает, что делать. Мне кажется, что она пребывает в состоянии разброда. Представители «Нашей Украины» вошли в коалиционное правительство, но при этом утверждают, что пребывают вне коалиции. Я думаю, что «Нашей Украине» надо серьезно поговорить в узком кругу и определить свою позицию: как они видят свое будущее.
Возможно, это будет сделано на съезде. Антикризисная коалиция — это дисциплина и предсказуемость. Мы знаем, на что способны наши союзники, мы видели, в каких трудных условиях они работали, но при этом работали очень четко, как часы. Если бы осталась коалиция в первом формате, было бы лучше для Партии регионов.
Но Украина, возможно, от этого не выиграла бы. Поэтому мы пошли на создание широкой коалиции. Мы продолжаем верить в ее состоятельность и будем работать на этот результат.
— Вы не боитесь, что когда придет время серьезных реформ, внутри антикризисной коалиции могут возникнуть серьезные противоречия?
— Видите ли, политические силы, входящие в антикризисную коалицию, доказали на практике, что они умеют идти на компромисс. Как известно, Александр Мороз состоял в другом альянсе и его действия в нем были очень последовательными. Но произошло так, что социалисты приняли решение примкнуть к Партии регионов. Думаю, что такие шаги свидетельствуют не только о политической конъюнктуре.
Это действия сильных и решительных политиков. Точно такие же слова можно отнести и к коммунистам. Если кто-то пожелает назвать это стремлением любой ценой удержать власть — ради бога! Главное, что упомянутые три политические силы на деле готовы доказать свою состоятельность трансформировать Украину в процветающую страну. И это им по плечу.
Когда я слышу, как наши политические оппоненты из так называемого лагеря правых убиваются из-за того, что социалисты и коммунисты уже не являются носителями левой идеологии, мне становится смешно: ведь вы же клялись, что их идеология для вас неприемлема ни при каких обстоятельствах.
Кроме того, в политике ничто не является константой. В ней, хорошо это или плохо, определенную роль играет интерес. В большинстве случаев он сопряжен с возможностью участвовать в управлении государством, то есть на практике реализовывать те программные положения, которые партия предлагала своим избирателям.
Не все из обещанного можно претворить в жизнь, но все-таки это лучше, чем на протяжении длительного периода оставаться в оппозиции и объяснять своим избирателям, что подвижек к лучшему нет, потому что мы не у власти. Да, риск оказаться непонятыми своим электоратом существует. Но, в конце концов, все политики стремятся доказать, что они умеют не только выступать с парламентской трибуны, но и исполнять конкретную работу, полезную обществу.
Я не думаю, что при существующей социально-экономической ситуации в Украине в рамках антикризисной коалиции могут возникнуть серьезные идеологические расхождения. В ближайшем будущем нужно выводить страну из экономического штопора, и в этом плане все три силы будут действовать солидарно. Что получится, поживем — увидим...
Кроме того, если говорить о коммунистах, то это уже не люди пятнадцати- или пятилетней давности. Это люди, которые видят, в каком обществе они живут, куда направляется Украина и что надо делать, чтобы в этой стране народу жилось хорошо. Главное также, что все три политические силы — проукраинские, прогосударственные. Нельзя сказать, что нынешние коммунисты против независимости, против того, чтобы Украина была процветающей страной.
Именно это объединяет Партию регионов, СПУ и КПУ. Поэтому я верю в возможность компромиссов. Я никогда не симпатизировала КПУ. Но так произошло, что в парламенте я сижу рядом с коммунистами и вижу этих людей. На самом деле, они очень порядочные, мне легко с ними работать, находить общий язык, при том, что по многим вопросам у нас абсолютно разные взгляды. Но эти люди умеют уважать позицию другого, и это важно.
— Если «Наша Украина» согласится войти в широкую коалицию только при условии выхода из нее КПУ, Партия регионов пойдет на такой шаг?
— «Наша Украина» не может диктовать никаких условий, особенно учитывая, сколько голосов у нее в парламенте. Она может только объединиться с антикризисной коалицией или перейти в оппозицию.
Другое дело, если в таком случае как-то некомфортно могут почувствовать себя коммунисты и примут решение выйти из коалиции. Но диктовать кому-то свои условия «Наша Украина» не будет. Мы уважаем своих партнеров. Мы никогда никого не предавали. Если кто-то предает — это не про Партию регионов.
— Вы поддерживаете идею проведения следующих президентских выборов в парламенте?
— Нет. Я считаю, что Президента должен избирать народ. Но минувшие выборы показали нам, что это приводит к расколам, вражде между людьми. Я лично не хотела бы, чтобы глава государства избирался парламентом, потому что это сужает понятие демократии, роль народа в выборе своего лидера.
Думаю, что Президент должен быть ближе к народу, а это может быть лишь с помощью всенародных прямых выборов. Но это мое личное мнение, и, возможно, политические процессы будут развиваться таким образом, что мы придем к тому, чтобы парламент выбирал Президента.
— Уже решен вопрос об участии в следующих президентских выборах Виктора Януковича?
— Я не думаю, что он будет участвовать в следующих президентских выборах. Понимаете, Виктор Янукович очень хороший премьер-министр, он очень хороший хозяин страны, это его место и его роль. Я когда-то говорила, что хуже всего сидеть не на своем месте. Его место — это место премьера. Он глубоко знает экономику, менеджмент, он знает, как сделать, чтобы у людей не было материальных проблем. Он одержим идеей преодоления бедности.
Я не думаю, что Виктора Януковича привлекает идея следующих президентских выборов, хотя никто из его близкого окружения, ни он сам об этом не говорил. Но думаю, что его эта перспектива не привлекает. Когда Кабинет министров будет иметь на самом деле серьезные полномочия, а премьер фактически будет канцлером, я считаю, что это его роль.
— Если предположить, что в следующих президентских выборах будут принимать участие Ющенко и Тимошенко, поддержит ли Виктор Янукович нынешнего Президента?
- Янукович поддержит Президента Ющенко на следующих президентских выборах, если их взаимоотношения будут развиваться так, как они начались, если никакое окружение не будет «приватизировать» Президента, толкать его только к одной политической группе, к одной части населения, то этот тандем имеет большое будущее.
"Столичные Новости"