Кондопога расположена на Онежском озере в российской Карелии. Население города составляет 40 тыс. человек, и здесь мало промышленных предприятий: место, упоминания о котором нечасто встречались в СМИ – до прошлых выходных, когда разъяренная толпа под лозунгом "Россия для русских!" требовала депортации кавказской диаспоры, подожгла кафе и разгромила рыночные палатки и магазины, принадлежащие выходцам с Кавказа. Поводом для этого послужила массовая потасовка, произошедшая на прошлой неделе в принадлежащем чеченцам кафе, через которое пролегает линия фронта между "славянами и кавказцами" (чеченцами).
В результате драки были убиты двое "славян". Силы правопорядка смогли взять ситуацию под свой контроль только тогда, когда пришло подкрепление извне. Утверждается, что причиной конфликта в Кондопоге стало то, что все рынки в городе контролируются выходцами с Кавказа. Однако глава республики Карелия Сергей Катанандов заявил в воскресенье, что напряженная ситуация в городе используется националистами с целью разжигания межнациональной розни. По его словам, представители "другой национальности" ведут себя вызывающе и нагло, не уважают менталитета "нашей (русской) нации". Убитые во время недавней драки жители Кондопоги стали последней каплей, переполнившей чашу, и, как сказал сам глава республики, он может понять людей, вышедших на улицы.
В подстрекании толпы участвовал, по крайней мере, один активист Движения против незаконной миграции, который, возможно, "оказал помощь" в формулировании требований. По сообщениям издания "Газета", представители ЛДПР, лидером которой является вице-спикер российского парламента Владимир Жириновский, а также левые националисты от партии "Родина", которая как раз намеревается совместно с двумя другими партиями слиться в новую кремлевскую партию, были замечены на месте событий и вмешивались в их ход.
По мнению газеты, политики стремятся заручиться поддержкой россиян, играя на националистических настроения многих из них. Жириновский потребовал ограничить права иммигрантов с Кавказа. "Пусть они выращивают скот или строят дороги, но региональные власти не должны им разрешать создавать свои предприятия или открывать рестораны. У них не должно быть обособленных точек", – считает лидер либерал-демократов. С конца прошлой недели Кондопога у всех на устах еще и потому, что такие события могли произойти не только там. В передаче на радиостанции "Эхо Москвы" свое мнение высказали слушатели со всех регионов страны, часть которых считает, что будет достаточно лишь поджечь фитиль на пороховой бочке – и тогда "Кондопога будет повсюду".
И действительно, за последние месяцы и годы дело неоднократно доходило до конфликтов между местным русскоязычным населением и выходцами с Кавказа, и нередко звучали требования о депортации. Например, от Союза казаков Войска донского из административных округов на юге России, Ростова и Волгограда в июле этого года. Поводом стали массовые потасовки между русскими и дагестанцами в местечке Сальск, во время которых был убит один русский, а также последовавшие за этим беспорядки. Казаки потребовали от властей защитить интересы русского населения от этнических криминальных группировок, а также ограничить приток мигрантов с Кавказа, население которого составляют в основном мусульмане, в указанных округах с помощью административных актов.
Кроме того, они потребовали предоставить им возможность в рамках регионального и местного референдума самим решать вопрос о пребывании на этой территории мигрантов, которые ведут образ жизни, не уважающий общество, не хотят приспосабливаться к традициям тех мест, в которые они приезжают и часто являются участниками этнических преступных группировок. В этой связи требования толпы в Кондопоге, выступающей за "этнически очищенный" город на другом конце империи, были не новы; согласно результатам опроса авторитетного "Левада-центра", 54% россиян считают, что власти должны ограничить приток мигрантов и что лозунг "Россия для русских!" сам по себе не так уж и плох.
Согласно другому опросу, 42% россиян даже высказались за депортацию иммигрировавших "нерусских". Требования, выставленные в Кондопоге, можно однозначно отнести к националистической травле. С другой стороны, все чаще, особенно с юга России, поступают сообщения о том, что простые россияне недовольны поведением и методами ведения торговли, которые практикуют кавказцы. Их доходы от торговли на рынках превышают прибыль россиян. Козырями этих "победителей" является их умение найти ходы-выходы, а также клановость, нередко тесно связанная с криминальными структурами.
В более широком контексте во время "дебатов" о мигрантах речь идет и об идентичности самих русских, а также о вопросе русской культуры, определяющим моментом которой является православие. Она должна утвердиться в государстве, большую часть населения которого представляют этнические русские, но которое, тем не менее, является многонациональным государством, федерацией равноправных субъектов, в которой, по некоторым оценкам, проживают до 20 млн мусульман. Родиной многих из них является Кавказ, иммигранты из этих областей привозят с собой свой образ жизни и веру.
Проблемы у русских начинаются уже с государственным гербом. Высокопоставленные представители мусульман России выступают против изображения креста и фигуры христианского святого, поражающего дракона, – речь идет о святом Георгии – на государственном гербе, поскольку это, по их мнению, противоречит принципу федерации как многоконфессионального и многонационального государства. Сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов недавно потребовал от политического руководства страны удалить "православную символику" с государственного герба России.
А после того, как в части российских школ был введен предмет "Основы православной культуры", мусульмане выступили с протестами и потребовали введения такого учебного предмета, как "Ислам". Особенно радикальное выражение требование большинства националистически настроенных россиян ограничить поток мигрантов с Кавказа или выслать "нерусских" получило вместе с идеей, выдвинутой российскими националистами. Ее суть заключается в создании в рамках федерации республики, населять которую будут только русские. Следствием создания такой республики стали бы этнические чистки в центре России. Можно только представить, что станет тогда с русскими, которые будут жить за пределами этой республики, если подобный образ мыслей получит широкое распространение, можно только предполагать, что тогда станет с федерацией.
На события в Кондопоге уже отреагировал премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров. По его словам, Чечня способна сама защитить чеченскую диаспору и позаботиться о порядке, если карельские власти не в состоянии предотвратить беспорядки. Кадыров отрицательно ответил на вопрос представителей обеспокоенной российской общественности о том, планирует ли он послать на защиту своих соотечественников от русских подразделения известной своей жестокостью личной армии. В другом пункте Кадыров может рассчитывать на понимание. Он уже нашел его у объективных наблюдателей, а также у своего политического конкурента президента Чечни Алу Алханова. Тот, кто разыгрывает карту национализма, рискует столкнуться с распадом Российской Федерации как многоконфессионального и многонационального государства.
Михаэль Людвиг, «Инопресса»
ELCOMART Международная жизнь