АПН: Как вы оцениваете результаты референдума в Приднестровье? С какой целью, по вашему мнению, он проводился?
Юрий Шевцов, директор Центра по проблемам европейской интеграции:
Это — провал европейской, даже шире — западной политики решения приднестровского вопроса. ОБСЕ, ЕС, все остальные международные организации и отдельные страны и дипломаты оказались неспособны не только удержать Приднестровье в составе Молдовы, но даже – просто сохранить нормальный диалог между двумя частями бывшей Молдавской Советской Социалистической Республики. После прошедшего референдума сложно представить себе, каким образом Приднестровье может вернуться к переговорам с Молдовой в старом формате. В том формате, когда Приднестровье признавало суверенитет Молдовы над собою и по сути вело переговоры об условиях возврата в состав этого государства.
Запад оказался не только не способен урегулировать этот вопрос дипломатическим путем. Запад не смог продемонстрировать Приднестровью свою способность решать межнациональные проблемы даже тогда, когда Румыния почти вступила в ЕС и, казалось бы, европейские институты должны были бы уже демонстрировать приднестровцам свою привлекательность и привлекательность самой европейской интеграции. Референдум в Приднестровье — это помимо всего прочего элемент продолжающегося торможения европейской интеграции.
Вероятно, основной причиной результата референдума является именно непривлекательность ЕС для населения самопровозглашенной республики. Действительно, сложно ожидать от приднестровцев сочувствия европейcкой интеграции, глядя на исход населения из Молдовы, принявшей едва ли ни все условия реформирования своей экономики, которые диктовались международными финансовыми институтами и Европейским Союзом. Или — на исход молодежи в развитые страны ЕС из всех остальных восточно-европейских стран, уже ставших членами этого сообщества наций.
Политические методы решения приднестровского вопроса, которые предложила в последние годы западная дипломатия, оттолкнули приднестровцев, еще недавно настроенных совсем не так радикально антизападно, антимолдавски, как ныне. Увы, надо привыкать к тому, что европейская дипломатия и политика часто бывает просто низкоквалифицированной. Низкий уровень квалификации может маскироваться агрессивной риторикой, как это мы видим много лет в отношении Беларуси или жесткими непродуманными шагами против Приднестровья. Результат же низкой по своему качеству политики — один: ее неудача. Приднестровский референдум — это такая же неудача европейской дипломатии, как все поражения непримиримой белорусской оппозиции, следующей западным советам.
Видимо, теперь Приднестровье начнет быстро ломать еще существующие признаки суверенитета Молдовы над этим регионом. Это должно будет порождать конфликты.
АПН: Сможет ли республика получить независимость?
Юрий Шевцов: Сложно сказать. Это в значительной степени зависит от России. Приднестровский референдум является частью большой политики по актуализации подобных замороженных конфликтов. 12 ноября такой же референдум должен пройти в Южной Осетии. Признание независимости Приднестровья невозможно без признания независимости Южной Осетии. Наверняка тем же путем тогда пойдет и Абхазия. А их независимость неизбежно влечет за собою следующий шаг — их принятие в состав РФ. И на Кавказе и на Днестре это влечет за собою усиление конфликта. Пойдет ли Россия на такие конфликты в преддверие начавшихся предвыборных кампаний? Судя по тому, что Приднестровье и Южная Осетия решились на референдумы, у них есть уверенность в том, что Москва их поддержит.
Возможно, причиной этой неожиданной решительности России является готовность Запада пойти на отделение Косово от побежденной Сербии. Это было бы логично после провозглашения независимости Черногории. Возможно, российская дипломатия просто пользуется моментом и готовит условия для принятия в свой состав на тех же основаниях самопровозглашенных республик. Если так, тогда можно надеяться, что региональные кризисы вокруг Приднестровья и двух бывших грузинских автономий в случае их присоединения к РФ не будут слишком глубокими. Для Европейского же Союза ликвидация самопровозглашенных государств будет означать усиление стабилизации в тех регионах, в которых без России ЕС оказался ни на что не способен. Интересы Грузии и Молдовы в таком случае, получается, в Европе никого особо не волнуют.
АПН: Каковы интересы Москвы и Запада в отношении Приднестровья? Ваш прогноз судьбы непризнанной республики.
Юрий Шевцов: Надо следить за ситуацией вокруг Косово. Если там пойдет к независимости, значит, можно ожидать независимости Приднестровья и его присоединения к РФ. Если нет, тогда приднестровский кризис может продолжаться в своей нынешней форме еще долгое время.
По материалам сайта «АПН»
ELCOMART Международная жизнь