Не назревает ли в Венгрии новая революция? По всей стране на улицы вышли десятки тысяч людей, исполненных ярости. Наиболее агрессивно настроенные пошли на штурм здания венгерского телевидения. Народ взволнован и возбужден. В памяти всплывают картины задавленной в крови революции 1956 года, направленной против сталинского диктата, 50-летие которой будет отмечаться поздней осенью этого года.
Скандал, вызванный премьер-министром Ференцем Дюрчанем в порыве почти что саморазрушительной откровенности, может быстро вылиться в истерию. Дюрчань, выступая перед соратниками по социалистической фракции, рассказал о чудовищных вещах, и его рассказ из-за неумения некоторых держать язык за зубами достиг ушей всех и каждого. Он поведал о собственной лжи и лжи всех правительств, бывших у власти в стране за 16 лет, прошедших после падения коммунистического режима. И о самообмане мадьяр, убежденных в том, что Венгрия всегда была образцом реформаторского процесса в Европе.
Это, к сожалению, оказалось неправдой. У Венгрии наибольший дефицит бюджета в Европейском союзе. Социально-либеральное правительство Дюрчаня объявило о введении самой на данный момент жесткой программы экономии и налогообложения без предварительного уведомления избирателей. Будапештский премьер, который предпочел бы стать новым Тони Блэром Центральной Европы, приправил свое признание грязными выражениями, которые не в ходу среди образованных венгров. Крепкие словечки должны были испугать трусоватых членов собственной партии, чтобы они приложили все усилия для исполнения необходимой стране программы санации.
Однако население объято ужасом – сразу по нескольким причинам. Каково гордым мадьярам выслушивать, как премьер называет их родину «б-ской страной»! Вот тут-то и вышли на сцену известные экстремалы, хулиганы и правые радикалы, которые ринулись на штурм телецентра и воспользовались эмоциями граждан для раздувания скандала. Растерянная власть взирала беспомощно. Теперь многие венгры в неуверенности задаются вопросом, что может сделать полиция, если государство или какой-то из его ведущих институтов по-настоящему окажется в опасности.
Однако наиболее неприятное чувство вызывают загадки экономики. Несмотря на видимое процветание, экономика Венгрии испытывает не меньше давления со стороны новых внутриевропейских и азиатских конкурентов, чем старые рыночные экономики Запада. Дела у пенсионеров и других нуждающихся обстоят скверно, социальная система в новой Венгрии испытывает страшную нагрузку, так как ее структура безнадежно отстала от сегодняшних потребностей.
Бывший премьер-министр, а сегодня глава оппозиции Виктор Орбан, глава правоцентристской партии Fidesz, еще более усугубил возмущение, вызванное речью Дюрчаня. Через своего главного идеолога он заявил, что «правительство лжи» никогда не получало заказа на проведение радикальных реформ, поэтому нет ничего незаконного в том, чтобы «убрать его из власти революционным путем». Свои предвыборные обещания Орбан приправлял иррациональной социально-государственной патокой, что еще быстрее привело бы государственный бюджет к краху. Теперь же своими высказываниями о революции он углубляет раскол нации.
В Венгрии особенно выражена тревожная тенденция постсоветских обществ: противостояние политических лагерей пропитано ненавистью. Общая база, которую можно было бы назвать основой солидарности всех демократов, пока еще отсутствует. Ее формированию препятствуют революционные настроения. Требование об отставке премьера из-за его лжи находит поддержку лишь у меньшинства, пускай значительного – 43%. Однако 47% венгров, несмотря на раздражение, проголосовали во вторник во время экспресс-опроса за статус-кво. Эти цифры довольно точно отражают соотношение сил между сторонниками оппозиции и правительства.
Не важно, кто будет у власти, Дюрчань или Орбан, – венгры понимают, что вхождение в зону евро произойдет не завтра. Но именно жесткой программой экономии правительство хотело гарантировать присоединение к валютному союзу не позднее 2010 года. Это для венгров не просто экономическая цель, но и последний этап воплощения их древней мечты и одновременно мифологической миссии: завершения возвращения на Запад – ведь казалось, что подвижки налицо с момента вступления в НАТО и ЕС.
Однако не исключено, что грубость Дюрчаня как раз встряхнет нацию и поможет ей приблизиться к заветной цели. Многие эксперты связывают это с тем, сможет ли в конце концов премьер-социалист обернуть скандал национального масштаба себе на пользу. Но на такой катарсис требуется время. Пока что оппозиция Орбана объявила местные выборы, назначенные на 1 октября, «третьим туром парламентских выборов». И на них венгры для начала накажут своего премьера хотя бы поэтому, что он их так сильно напугал – и поставил под сомнение их уникальную роль среди народов Европы.
Михаэль Франк «Inopressa»
ELCOMART Международная жизнь