Назначение Александра Шибирина – классическая схема подстановки «и.о.» на время осуществления крупных бизнес-проектов.
Кадровые ротации на наиболее «сладких» местах отечественной экономики продолжаются. На этот раз рухнуло кресло под одним из долгожителей украинской энергетической отрасли – Игорем Франчуком.
Игорь Франчук был известен не только тем, что был первым супругом дочери экс-президента Леонида Кучмы, но и тем, что длительное время возглавлял ГАО «Черноморнефтегаз». Эта госкомпания осуществляет разведку и добычу нефти и газа на шельфе Черного и Азовского морей. Компания является 100% «дочкой» НАК «Нафтогаз Украины», а потому всегда привлекала внимание желающих приоткрыть для себя «закрома Родины». Несмотря на то, что отставка Франчука связана с окончанием срока его контракта, начавшегося в 2001 году, это кадровое событие вполне логично с точки зрения происходящих событий в отечественной энергетике.
После снятия Игоря Франчука временно исполняющим обязанности стал Александр Шибирин. По сути, назначение Александра Шибирина – классическая схема подстановки «и.о.» на время осуществления крупных бизнес-проектов. Ведь господин Шибирин до последнего назначения занимал пост директора дирекции по персоналу и общим вопросам ГАО «Черноморнефтегаз». В государственную компанию он попал благодаря тому же Игорю Франчуку, у которого с 1996 по 1998 год работал помощником-консультантом. В 2006 году Шибирин, как и сам Франчук, баллотировался по спискам КРО НСНУ, только в органы местного самоуправления.
Однако, являясь абсолютной креатурой снятого с должности Франчука, Шибирин все же был назначен на должность «и.о.». Вряд ли решающим фактором стало его место рождения – Донецкая область. На самом деле более вероятной версией является то, что временно руководство компанией поручили человеку, которого не жалко пустить в «кадровый расход» после выполнения определенных проектов.
Такими проектами является, очевидно, попытка монополизации рынка нефти и газа черноморских месторождений государственными компаниями. В недавнем заявлении министра речь шла о необходимости ориентации на государственные компании при выдаче лицензий на разработку месторождений нефти и газа. Причем в своем заявлении Юрий Бойко упомянул американскую компанию Vanco International, которая не преминула спустя сутки заявить о том, что готова уступить свою долю в соглашении по распределению продукции другим компаниям. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что теперь в число «других компаний» постарается попасть ГАО «Черноморнефтегаз».
Не вполне понятно, чем было вызвано упоминание Vanco International со стороны Юрия Бойко, ведь в июне компания подписала соглашение с итальянской Atwood Southern Cross на совместное бурение глубоководной скважины на Прикерченском участке черноморского шельфа. Таким образом, маловероятно, что дело лишь в невыполнении инвестиционных обязательств. Ведь победу в конкурсе Vanco International одержала только в апреле текущего года, со дня чего не прошло и полгода.
Очевидно, что ведомство Юрия Бойко вообще стремится вытеснить всех иностранных инвесторов с месторождений на черноморском шельфе.
Вероятно, «наломать дров» правительство намерено, именно подставив под удар Александра Шибирина. Хотя, с другой стороны, вряд ли ответственность за распугивание иностранных инвесторов, уже успевших получить лицензии на разработку шельфовых месторождений, ляжет на и.о. главы «Черноморнефтегаза».
Возможно, Александр Шибирин является именно тем человеком, с которым представителям «правительственной команды» легко договориться. Именно эта фигура могла стать компромиссной между экс-топ-менеджментом в лице Игоря Франчука и новым руководством Минтопэнерго. По крайней мере, у них много общего в виде близости к «киевской группе эсдеков» во время президентства Леонида Кучмы. Таким образом, покинув свой пост, Игорь Франчук, возможно, оставил преемника, «послушного» Юрию Бойко и гарантирующего сохранение своих интересов в госкомпании.
Александр Доронин, proUA