Если все кадры будут назначаться таким же образом, как сейчас, то Президент дождется, что его снимут с поста постановлением Кабинета Министров.
Конституционная реформа оказалась мощной штукой. Вхождение во власть нового правительства «на основе устных договоренностей распределения сфер влияния» оставили правовое поле за бортом. Примеров тому можно привести множество.
Вчера, например, был назначен новый глава НКРЭ Александр Рогозин, который ранее занимал пост советника Андрея Клюева. Нет никакой проблемы в том, что пост занял представитель ДонбассаСоль. Это как раз и логично: на то есть свои договоренности между Ющенко и Януковичем.
Дело в ином: в последнее время все назначения в Украине делаются весьма интересным способом. Сначала нового чиновника представляет кто-то из старших товарищей, а уже потом появляется постановление о его назначении. В некоторых особых случаях еще не назначенный руководитель до своего официального представления успевает даже провести совещание.
Конечно, время, так сказать, не терпит, и все же…Подобная ситуация уже аукнулась Владимиру Козаку, которого Клюев сначала представил как главу «Укрзализныци», а потом Кабмин был вынужден назначать его сначала замом, а потом, вероятно подумав, - первым замом. Более того, правительство было вынуждено именно под это назначение быстренько перекроить законодательство. Понятно, что к подобному эксцессу Андрея Клюева привели разграфленные бумажки с фамилиями и должностями, утвержденные «тройкой» ночью, и абсолютное непонимание необходимости выполнять формальности.
В ситуации с НКРЭ практическая реализация «нового права» также привела к весьма спорной ситуации. Дело в том, что господин Рогозин был назначен на должность постановлением правительства. В то же время, согласно действующему законодательству, это прерогатива исключительно Президента, который, и снимает и назначает главу Комиссии. Понятно, что ребята из Кабмина видимо решили, что в данном случае действует пункт 9-2 статьи 116 Конституции, где указано, что правительство назначает и увольняет по подаче премьера руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав КМУ. Однако, в отношении НКРЭ это не совсем корректно.
Так, в Указе Президента (кстати – еще Кучмы) четко выписано, что НКРЭ является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, подконтрольным и подотчетным Президенту Украины. Конечно, Конституция – это Основной Закон. Но Указ и всю законодательную базу по НКРЭ еще пока никто не изменял. То есть, вопрос о том, имел ли право Кабмин назначать руководителя НКРЭ является по крайней мере спорным.
Та же ситуация и с назначениями заместителей министров. Вообще-то испокон веков в Украине назначать заместителей министров было прерогативой Президента. И конституционная реформа не изменила в этом вопросе ничего.
Грешить подобными назначениями начал еще Юрий Ехануров, но тогда это носило точечный характер. Сегодняшняя же лавина назначений выглядит вообще вызывающе с правовой точки зрения. Конечно, понятно, что по каждой фамилии велись переговоры, и Президент сам бы назначил всех этих людей. Однако, дело в самом соблюдении принципа. В конце концов, Украина какое не есть, но государство, которое пытается быть правовым. Совершенно логичным выглядит рвение нового правительства. Однако, совершенно непонятной выглядит позиция Секретариата Президента, который сквозь пальцы смотрит на нарушение законодательства. Более того, Павел Гайдуцкий, осознавая проблему, утверждает, что Секретариат на каком-то совещании решил спустить этот вопрос на тормозах, мол, пусть назначают.
Подобная тактика, и одной и другой стороны очень опасна для государственной системы в целом. Во-первых, это порождает бесконечное количество прецедентов, когда закон прямо нарушается или используется по каким-то аналогиям, без соответствующих разъяснений органов, в частности КСУ.
Напомним Виктору Ющенко, что еще несколько недель назад «регионалы» угрожали ему утверждением Виктора Януковича в парламенте без его внесения Президентом. Причем депутаты напирали на какой-то принцип аналогии, который недопустим в государственном управлении. Так вот, если все в этой стране будет продолжаться формироваться таким же образом, то Президент дождется, что его снимут с поста постановлением Кабинета Министров, используя при этом аналогию с руководителем центрального органа исполнительной власти.
Во-вторых, ни один из новоназначенных замминистров, глава НКРЭ и т.п. не будет себя чувствовать спокойно на своей должности. Ведь назначены они с нарушением законодательства. А значит - над ними будет постоянно висеть топор снятия через суд. И зная украинские реалии, этот топор упадет на чиновничью шею очень скоро. Ведь в Украине пока что есть одна реальная власть – денег и судов.
Бюрократия – это тот столп, на котором держится любое современное государство. Можно, конечно, сетовать на ее неэффективность на постсоветском пространстве, заторможенность, но это соединяющий стержень всей государственной машины. Стоит выбить несколько принципов, и все рухнет, как карточный домик.
А взамен придет новая система, которая будет иметь еще меньшее отношение к демократии. Леонид Кучма при всей своей авторитарности это прекрасно понимал, а вот Виктор Ющенко использует принцип героя «Золотого теленка» директора Полыхаева, который не появлялся на работе и заказал себе печать «Не возражаю. Полыхаев», «А ну вас всех! Полыхаев» и т.п. «Резиновый Полыхаев» прекрасно заменил живого директора. Но для Виктора Ющенко такая позиция крайне опасна.
Андрей Косовский, proUA