Владимир Рыжов считает необходимим дооценить недооцененную собственность
Бывший глава Украинской инновационной компании, инициатор создания Украинского банка реконструкции и развития, некогда активно сотрудничавший с администрацией президента Леонида Кучмы, советует будущему украинскому правительству провести аудит своего «наследства».
— Какие первоочередные задачи, по Вашему мнению, придется решать следующему правительству?
— Задача номер один — развитие украинского фондового рынка. На сегодня этот рынок существует, но он разорван, часто разделен по специализациям или по отраслям. Такое понятие, как единая фондовая биржа с национальным индексом котировок ценных бумаг, в Украине отсутствует. Поэтому мы точно не знаем, сколько вообще стоим. Задача номер два — создание институтов долгосрочного прогнозирования. К сожалению, сегодня мы совершенно не знаем, что делается вокруг нас. Приведу только один пример. Туркменбаши подписал договор с Китаем о строительстве газопровода пропускной способностью 30 млрд. кубометров газа в год уже до 2009 года. После этого наш министр топлива и энергетики Иван Плачков заявил, что это никак не скажется на Украине. И все, и на этом все замолчали. Да, действительно, Китай и Туркменистан договорились, что будут осваивать новое месторождение на Амударье. Я не поленился и посмотрел, сколько же можно взять с этого нового месторождения. Оказалось, что не больше 10 млрд. кубометров в год. А контракт предполагает 30 — значит, 20 млрд. кубометров будут браться из уже разведанных и эксплуатируемых месторождений. Кроме того, Туркменбаши пообещал Ирану увеличить поставки газа с сегодняшних 8 млрд. до 15, а к 2010 году — до 20 млрд. кубометров. То есть еще 12 млрд. Таким образом, всего лишь 10 млрд. кубометров газа, который разведан и будет добываться в Туркменистане, останется для Украины. Сегодня же у нас договор на 40 млрд. кубометров. Что мы должны делать в такой ситуации? Ответа нет.
— Что сейчас нужно сделать, чтобы система долгосрочного прогнозирования заработала? Для этого требуется специальный закон?
— Нужно просто взять либо британскую практику форсайтных исследований, либо хотя бы российский закон о государственном долгосрочном научном прогнозе и принять соответствующий закон в Украине. Коим вменить в обязанность заниматься этой работой торгпредам и послам, а институту стратегических исследований — обрабатывать эти данные и выдавать результаты правительству. При этом в законе должно быть написано, что этот научный прогноз является основой для бюджетного планирования на долгосрочную и краткосрочную перспективу.
— Как создание единой фондовой биржи может повлиять на приватизационные процессы?
— Только положительно. Если бы у нас была солидная фондовая биржа, сейчас мы могли бы 10-15% государственных акций тех предприятий, которые собираемся продавать, изъять и котировать на этой бирже, чтобы понять к моменту приватизации, сколько вообще все это стоит. Тогда бы у нас не было вопросов, как мы, допустим, продали «Криворожсталь» — дешево или дорого? Сейчас, например, у нас будет приватизироваться «Укртелеком». Сколько он будет стоить? Столько, сколько за него дадут на аукционе? Но это же позапрошлый век, когда продавали с молотка. По моему мнению, «выброс» 10-15% акций на биржу даже стоило бы ввести в правила предприватизационной подготовки, чтобы избежать всевозможных судебных процессов, которые потом крайне раздражают инвестора и делают его очень осторожным при работе с украинскими объектами.
— Так что, сейчас правильнее, на Ваш взгляд, было бы вообще приостановить приватизацию?
— Да нет, просто должны быть разработаны критерии приватизации. Один из вариантов — можно приглашать экспертов для оценки стоимости предприятий. Плюс давайте сегодня возьмем часть акций того же «Укртелекома» или Одесского припортового завода и начнем их котировать.
— И сейчас инвесторы будут готовы торговаться за эти бумаги, а также к серьезной приватизации за большие деньги?
— Сейчас — нет. Они посмотрят, что будет получаться у нового правительства где-то, скажем, через полгода. Если все пойдет цивилизованно, потихоньку пойдут и инвестиции. Малейшее проявление троцкизма — и о нас забудут надолго.
Автор: Cергей ВОРОПАЕВ, "Экономические известия"