Российский премьер вспомнил об идее единой валюты для ЕврАзЭС
На днях представители правительств шести стран Евразийского экономического сообщества снова заговорили о возможности введения единой валюты объединения. Эксперты считают, что это дело очень далекого будущего, и «евразийским евро» точно будет не российский рубль.
На пресс-конференции по итогам заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС российский премьер Михаил Фрадков заявил о том, что переход на единую валюту может стать вершиной интеграции в рамках объединения. Г-н Фрадков считает, что вопрос о введении такого денежного средства должен решаться поэтапно —до этого необходимо создать таможенный союз, поработать в рамках единой таможенной территории и синхронизировать экономическое законодательство. Озвученную главой российского правительства идею в целом поддержали представители Казахстана. Премьер-министр этой страны Даниал Ахметов отметил, что решение вопроса о единой валюте будет зависеть от готовности государств ЕврАзЭС пойти на делегирование части своих суверенных полномочий (грубо говоря, пока каждое из государств решает самостоятельно, сколько собственных денег «напечатать».— Ред.)
Еще сдержаннее оценивают перспективы введения единой валюты эксперты. В интервью «Эі» президент белорусского неправительственного научно-исследовательского Центра Мизеса Ярослав Романчук сказал, что «сколько бы ни заявляли лидеры правительств и государств о введении единой валюты, проект в существующем сегодня виде абсолютно мертворожденный». Ведь введение единой валюты требует серьезной подготовки, научной проработки и четкого выполнения определенных требований, как это было в случае введение евро в ЕС. А заявления Фрадкова являются-де не более чем «очередным мифом, о котором вспомнили, поскольку члены ЕврАзЭС не готовы обсуждать и решать более серьезные проблемы в рамках этого содружества», считает эксперт.
По мнению Ярослава Романчука, роль единого платежного средства в будущем сможет выполнять исключительно наднациональная, абсолютно деполитизированная денежная единица: не российский или белорусский рубль, а новая валюта, которой будет доверять мировой рынок. И время ее введения будет зависеть «исключительно от политической воли и реального желания решать проблемы рынка финансов и денег на этом пространстве». (Несколько лет назад генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота самой сильной валютой в объединении называл американский доллар.— Ред.)
О возможности появления общей валюты ЕврАзЭС упоминали еще в 2003 г. на экономическом форуме сообщества. Тогдашний премьер-министр России Михаил Касьянов предложил сделать единой валютой именно российский рубль. А среди главных проблем, препятствующих этому шагу, г-н Касьянов упоминал различие в уровне экономического развития и несогласованность темпов преобразований в странах ЕврАзЭС. В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ранее прогнозировал, что единая валюта может появиться уже к 2011 г.
ЕврАзЭС, созданное в 2000 г., объединяет Россию, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Украина, Молдова и Армения обладают статусом наблюдателя при этом сообществе.
Автор: Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО, "Экономические известия"