Китай, Япония и Корея готовятся вводить единую валюту
Китай, Япония и Южная Корея собираются рассмотреть возможность введения единой региональной валюты — ACU (АКЮ) к концу этого года. Таким образом, в ближайшее время в мире может сформироваться третий, после американского и европейского, финансовый центр, который объединит экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. А по величине — даже первый.
На недавнем ежегодном собрании Азиатского банка развития министры финансов Китая, Южной Кореи и Японии призвали азиатские страны к укреплению финансового сотрудничества и созданию единой региональной валюты. В проекте, кроме упомянутых стран, собираются участвовать также 10 государств АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины.
Главные предпосылки ее введения — желание снизить зависимость азиатской экономики от доллара и повысить влияние государств Азии на экономику мировую. По данным МВФ, доля только этих трех стран в мировом ВВП составляет 22,9% (по паритету покупательской способности). Для сравнения: доля США — 20,1%, еврозоны — 14,8%.
По замыслу авторов, первым этапом на пути введения ACU станет ее фиксирование как единой валютной единицы, которая будет отражать национальный валовой продукт и объемы внешней торговли стран-участниц, передает РИА Новости. Азиатский банк развития собирается ежедневно публиковать курсы всех национальных азиатских валют по отношению к ACU. По европейскому образцу предполагается выработать способы привязки национальных валют к единой валюте и обязать страны-участницы к проведению общей экономической политики для сокращения валютного разрыва.
Азиатские финансисты утверждают, что общая денежная единица смогла бы помочь укрепить и стабилизировать валютные рынки в регионе. Европейские эксперты, в свою очередь, сомневаются в жизнеспособности азиатского варианта общих денег. По их мнению, укреплению ACU помешают неоднородность уровня экономического развития стран региона, а также отсутствие систем перевода средств из более богатых стран в более бедные.
В декабре 2005 г. представители шести стран Персидского залива (Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ) подписали соглашение о создании к 2010 г. валютного союза.
ВВП этих стран, входящих в Совет сотрудничества Персидского залива, составляет $388 млрд., на их долю приходится 45% мировых запасов нефти. Единая валюта позволит странам Залива, в частности, снизить издержки в торговле между собой. Кроме того, среди планов, которые строят ряд арабских экономистов, торговля нефтью не за доллары, а за новую единую валюту. Впрочем, на днях представители Объединенных Арабских Эмиратов призвали своих соседей быстрее снять все торговые и таможенные барьеры, чтобы проекты экономической интеграции региона не тормозились.
В начале 2006 г. о возможности объединения национальных валют объявили Австралия и Новая Зеландия. Уже несколько лет возможность введения единой валюты изучает ряд стран Южной Африки.
Автор: Сергей ОМЕЛЬЧЕНКО, "Экономические известия"