В конце прошлой недели в Киеве гостил профессор INSEAD Чан Ким, предложивший миру новую бизнес-стратегию. Она подразумевает отказ от конкурентной борьбы и ставку на новые идеи. Корреспондента «ЭИ» высокий гость до конца не убедил. Но заинтересовал.
Привезла Чана Кима в Украину Киево-Могилянская Бизнес-Школа. Это его первый визит на территорию СНГ. Работает же г-н Ким профессором стратегии INSEAD — одной из ведущих мировых бизнес-школ. Книга «Стратегия голубого океана» (Чан Ким, Рене Моборн) в западной прессе уже была названа лучшей по стратегии в 2005 г., переведена на 30 языков, разошлась миллионным тиражом. Крупные компании — такие как Ford, Samsung, NTT DoCoMo — уже заявили, что внедряют этот подход.
Если совсем просто, то суть «голубого океана» — в уходе от конкуренции. Во всяком случае, от прямой. Дескать, сегодня большинство бизнесменов мыслят в рамках стратегии «красного океана», используя военную терминологию: одолеть конкурента, захватить долю рынка и т.д. Красный же этот океан от крови. А правильнее придумать что-то новое, сформировать рынок, на котором у компании нет конкурентов — и резвиться себе в «голубых волнах». Создание ценности «из ничего», предложение абсолютно нового — это, мол, самое главное.
Звучит просто и даже порой наивно. И корреспондент «ЭИ», почитав предварительно о презентуемой стратегии, шел на встречу с корейским гостем, обуреваемый желанием поспорить. Хотелось сказать: «Очевидные вещи говорите, мистер Ким, только применимы они далеко не всегда».
Но, как уверял профессор, новая стратегия выработана в результате пятнадцатилетних исследований, подтверждена цифрами и фактами. И самые успешные компании прошлых десятилетий выиграли не за счет конкуренции с кем-либо, а за счет предложения рынку чего-то принципиально нового. В качестве примера г-н Ким назвал Microsoft с ее системой MS-DOS и Sony с ее плеером Walkman (которому аналитики в свое время предрекали крах.— Ред.). Затем гость углубился чуть дальше в историю: «Вспомните, в 1900-х годах не было в принципе автомобильной промышленности, производства компьютеров, киноиндустрии. А сейчас это бизнесы стоимостью в миллиарды долларов. В 1970-х не было индустрии мобильных телефонов и взаимных инвестиционных фондов». Форд, по словам профессора, создал свой «голубой океан». А все, кто пришли за ним — уже имитаторы. Они со временем превращают «голубой океан» в «красный». Теории поведения в конкурентной среде существуют, а вот теорий изобретения чего-то нового — увы, нет.
Честно говоря, эти тезисы уже заставили задуматься. К тому же Чан Ким является советником Европейского Союза и членом Всемирного экономического форума в Давосе (ну не глупцы же там собираются, в самом деле.— Авт.). К слову, была запланирована беседа гостя и с украинским министром экономики Арсением Яценюком. Но в последний момент сорвалась. А на встрече с масс-медиа г-н Ким уверял, что любая страна, любая отрасль может внедрить у себя новый подход. И приводил в пример Штаты, в которых постоянно создаются новые рынки, а также Японию и Корею.
Тут уж корреспондент «ЭИ» не выдержал — образование взыграло: «Но второму-то идти куда легче, чем первому. Первый набивает шишки, второй учится на его ошибках. И Япония, и Корея поднялись на имитации. Да, Форд придумал автомобиль как массовый товар, но лучшую автопромышленность построили японцы. Разве нет?».
«Нет,— ответил профессор.— Начинали они действительно как имитаторы, но над качеством японских товаров смеялись в 60-е годы, а Корея была очень бедной даже в 70-е. И только когда японцы предложили принципиально новые автомобили, когда они превратили мотоцикл в массовый транспорт — они выиграли, они стали серьезной угрозой для автомобильного бизнеса США». Корреспондент «ЭИ» готов был спорить дальше, хотя уже не так рьяно. Но время встречи закончилось.
А под конец г-н Ким объявил, что существует большое различие между войной за территории и бизнесом: территории физически ограничены, а рынки безграничны. Исследования-де свидетельствуют, что рынки растут. Более того, даже количество отраслей в мире в последние десятилетия увеличивается, причем экспоненциально. То есть очень быстро. Что ж, это вселяет надежду...
Александр ДАНКОВСКИЙ
Газета «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИЗВЕСТИЯ»